Леонид Быков
Биография:
Когда Леонида Федоровича Быкова не стало, его ближайший друг, актер Алексей Смирнов, сыгравший великовозрастного хулигана Федю в «Операции «Ы» и механика Макарыча в его, Быкова, картине «В бой идут одни «старики», находился в больнице. Спустя месяц пришло время выписываться. Смирнов накрыл стол для всех врачей, кто помогал ему встать на ноги, но первый тост поднял за своего друга, знаменитого актера и режиссера - единственного, кто навещал его в больнице. «Мы боялись вам сказать, - начал главврач. - Леонида Федоровича больше с нами нет...» Смирнов молча поставил рюмку на стол, прошел в свою палату, лег на койку и... умер.
Так любили Леонида Быкова. И его киногероев, и его фильмы, и его самого. Эмилия Косничук, редактор киностудии им. А. Довженко, работавшая с Быковым над фильмом «В бой идут одни «старики», вспоминает: «К нему все относились с обожанием. <...> Съемочная группа его боготворила. Каждое утро на проходной киностудии выстраивалась очередь за автографами. Одно его присутствие озонировало атмосферу. <...> Если он что-то начинал рассказывать, причем неважно, смешную или грустную историю, преподносил ее так, что мы ухохатывались».
Говорят, что он был голосом души простых людей. Причем не просто понимал эту душу и рассказывал о ней, но лечил - заряжал оптимизмом, давал желание жить. «Мне кажется, душа нашего народа чуть-чуть улыбается... Даже когда болит - улыбается», - сказал он как-то своему коллеге Евгению Матвееву.
Быков родился в селе Знаменском Донецкой области, а через год семья переехала в Краматорск, где и прошло все его детство. Уже тогда будущий артист устраивал домашние спектакли, очень интересовался кино, правда, стать хотел летчиком. Во время войны, находясь в эвакуации в Барнауле, он пошел записываться в летное училище. Но больно уж юн был на вид, да и ростом мал: убедить комиссию в том, что ему уже есть восемнадцать, не удалось. Затем, в начале 1945 года, он все же был зачислен в ленинградскую спецшколу для летчиков, но проучился в ней всего месяц: война закончилась, и школу расформировали.
Спустя год Быков уже пробовал поступать в театральные вузы. После неудачи в Киеве ему удалось поступить в Харьковский театральный институт, по окончании которого он первым из своих сокурсников получил приглашение сниматься в кино. Второплановая роль простого паренька Сашко в картине «Судьба Марины» заставила обратить на него внимание не только зрителей, но и режиссеров. Следующая роль не заставила себя долго ждать, и уже через пару лет на экраны вышел фильм «Укротительница тигров», после чего популярность актера стала расти как на дрожжах. В большой мере этому способствовала заглавная роль в фильме «Максим Перепелица». Долгое время зрители звали Быкова исключительно Максимом.
После Быковым была сыграна целая вереница «Перепелиц» - добрых, веселых, но непутевых героев. Долго эксплуатировать по сути один и тот же образ он, естественно, не хотел. Отличный шанс шагнуть за пределы амплуа предоставился, когда Алексей Баталов позвал его на главную роль в фильм «Шинель». Однако в харьковском театре, где тогда Быков работал, ему сказали: «Вы и так слишком часто пропадаете на съемках». И не отпустили. А Башмачкина в «Шинели» все равно сыграл Быков, только не Леонид, а Ролан.
Вскоре его пригласили на главную роль в фильм «Алешкина любовь». Его герою было всего двадцать лет, тогда как сам Быков к тому времени разменял четвертый десяток. «Какой из меня Ромео?» - сомневался он. Но режиссеры Семен Туманов и Георгий Щукин были абсолютно уверены в своем выборе. В результате Быковым была сыграна одна из лучших ролей в его карьере.
Отношения с театром вскоре испортились окончательно, и он уехал в Ленинград. Там и состоялись его первые режиссерские опыты - короткометражка «Как веревочка ни вьется...», снятая совместно с Гербертом Раппапортом и полнометражный дебют, комедия «Зайчик». «Зайчик», довольно лояльно принятый зрителем, получил от критиков по полной. Из-за этого Быков и сам на время уверовал в то, что не имеет режиссерского дара. Оттого и фильмография его стала пополняться новыми работами не столь часто. Быков переживал. В 1965 году уехал в Киев, но и это не помогло. Хороших ролей не предлагали и самому снимать не давали. «Мне кажется, что я себя потерял, - писал он одному из своих друзей. - Другого определения найти не могу. Я в простое уже три месяца. Отказался от пяти работ. Уж очень все плохо. Хожу за зарплатой. Стыдно...»
Наконец, в начале 1970-х появился сценарий, в который Быков вцепился мертвой хваткой. Он давно мечтал снять кино о летчиках Великой Отечественной. Между тем сценарий «В бой идут одни «старики» с чьей-то легкой руки получил клеймо «недостаточно героический», и Быкову стоило немалых трудов убедить сильных мира сего в целесообразности съемок. Через пару лет результат работы принимал легендарный военный летчик Алексей Покрышкин. Когда в зале зажегся свет, все увидели, как он вытирает слезы...
Военная тема была продолжена и в его следующем фильме - «Аты-баты, шли солдаты...» Крайне нервно шли съемки, в течение которых Быков перенес два инфаркта (правда, второй был спровоцирован сыном, угодившим в криминальную историю). Он все чаще говорил о приближении смерти, даже написал завещание, адресованное его давним друзьям, актерам Ивану Миколайчуку и Николаю Мащенко. Однако она пришла не с очередным инфарктом. 11 апреля 1979 года Леонид Федорович Быков, выполняя обгон, разбился на своей «Волге» на трассе Киев - Минск. «Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца», - написал он в своем завещании.
2013-12-02 00:00:00.0
Сыгранные роли: |
Оценка фильма
|
1976-06-01 00:00:00.0 г.
|
Аты-баты, шли солдаты...
ефрейтор Виктор Святкин
|
|
1973-06-01 00:00:00.0 г.
|
В бой идут одни "старики"
капитан Алексей Титаренко
|
|
1971-01-01 00:00:00.0 г.
|
Где вы, рыцари?
Игорь Владимирович Кресовский, доктор биохимии
|
|
1970-06-01 00:00:00.0 г.
|
Счастье Анны
командир продотряда
|
|
1968-11-01 00:00:00.0 г.
|
Разведчики
Сашко Макаренко
|
|
1966-06-01 00:00:00.0 г.
|
В городе С.
возчик
|
|
1964-07-01 00:00:00.0 г.
|
Зайчик
Лев Зайчик, скромный гример
|
|
1963-09-01 00:00:00.0 г.
|
Улица Ньютона, дом 1
эпизод
|
|
1962-11-01 00:00:00.0 г.
|
Когда разводят мосты
Ричард, капитан буксира "Зюйд-Вест"
|
|
1962-08-01 00:00:00.0 г.
|
На семи ветрах
Гаркуша, пулеметчик
|
|
1961-08-01 00:00:00.0 г.
|
Горизонт
бригадир целинного совхоза
|
|
1961-04-01 00:00:00.0 г.
|
Как веревочка ни вьется...
дед с коровой
|
|
1960-09-01 00:00:00.0 г.
|
Осторожно, бабушка!
Леша Штыков
|
|
1960-06-01 00:00:00.0 г.
|
Алешкина любовь
Алешка
|
|
1959-12-01 00:00:00.0 г.
|
Ссора в Лукашах
Виктор Терентьевич Туз, механик и музыкант
|
|
1959-08-01 00:00:00.0 г.
|
Майские звезды
Алеша, танкист
|
|
1958-07-01 00:00:00.0 г.
|
Добровольцы
Алеша Акишин, метростроевец
|
|
1958-07-01 00:00:00.0 г.
|
Дорогой мой человек
Саша Богатырев
|
|
1957-11-01 00:00:00.0 г.
|
Рядом с нами
Николай Жуков, молодой инженер
|
|
1955-08-01 00:00:00.0 г.
|
Максим Перепелица
Максим Перепелица
|
|
1955-08-01 00:00:00.0 г.
|
Чужая родня
Лев Захарович, учитель
|
|
1954-03-01 00:00:00.0 г.
|
Укротительница тигров
Петя Мокин, друг детства Леночки
|
|
1953-12-01 00:00:00.0 г.
|
Судьба Марины
Сашко
|
|