Марк Захаров
Биография:
Марк Анатольевич Захаров, выдающийся кино- и театральный режиссер, вот уже четверть века не снимает кино. Одни поклонники его таланта долго ждали новых фильмов, другие были насторожены его последней работой - лентой «Убить Дракона», а, например, популярный сатирик Михаил Жванецкий как-то сказал ему: «От твоих фильмов, Марк, осталось такое прекрасное послевкусие. Не надо его нарушать». Сам же режиссер говорит следующее: «Не хватает легкомыслия, азарта. Понимаете, сложность еще в том, что мне предлагают сейчас примерно так: «Делайте, что хотите». И оказалось, что это очень сложно - понять, что же я хочу. Гоголю было легче. У него была цензура. Гоголь говорил, если есть барьеры, то просыпается изобретательность, сноровка повышается». Впрочем, Захарову не хватает не только цензуры: половину этого срока с ним рядом нет его постоянного соавтора, драматурга и сценариста Григория Горина, при участии которого были сняты четыре из шести его киноработ.
Обладатель замечательного чувства юмора, Захаров и о своей жизни рассказывает живо и интересно. Например, о том, что своим появлением на свет он, возможно, обязан беспробудному пьянству некоего воронежского сапожника, не сделавшего вовремя обувь отцу режиссера, который собирался отправиться добровольцем на фронт в Первую мировую. Да-да, его отец жил в то время в Воронеже, учился в кадетском корпусе, позже вступил в Красную армию, участвовал в Гражданской войне, дошел до Варшавы. В 30-е годы был арестован и осужден на три года, по истечении которых не имел права проживать в Москве. Потому и детство Захарова проходило, в основном, в компании бабушки: мама была вынуждена работать с утра до ночи. А работала она, в частности, руководителем детского драмкружка, в котором делал свои первые шаги в искусстве юный Марк. Правда, когда настала пора определиться с профессией, мама была против того, чтобы сын шел в актеры. Все изменил... сон, увидев который, мама резко поменяла мнение и благословила Марка на поступление в театральный вуз. В Школе-студии МХАТ его забраковали, зато взяли в ГИТИС.
Еще будучи студентом, Захаров стал играть небольшие роли в спектаклях театров им. Маяковского и им. Ермоловой. По окончании ГИТИСа по распределению уехал в Пермь, где работал в областном драмтеатре. Один из актеров, руководивший студенческим театром, предложил Захарову поставить с этим коллективом спектакль. Позже Захаров вспоминал: «Именно здесь, в Пермском самодеятельном драмколлективе я почувствовал, помимо режиссерских склонностей, неожиданные резервы нервного, волевого характера, почувствовал, что ребятам со мной интересно и я продолжительное время могу держать внимание большого коллектива людей и могу руководить постановочным процессом».
Спустя три года его супруга, актриса Нина Лапшинова, уговорила его вернуться в Москву. Сменив несколько театров, к середине 60-х Захаров полностью отошел от актерского ремесла. Он с успехом ставил спектакли студенческого театра МГУ, занимался литературной работой. Вскоре столица заговорила о молодом режиссере. Причиной тому был спектакль «Доходное место», поставленный им на сцене Театра сатиры, с блестящими актерскими работами таких мастеров, как Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер, Анатолий Папанов, Георгий Менглет. Новичка звезды приняли не сразу: так, из уст Татьяны Пельтцер ему однажды пришлось услышать: «И чего это вы в режиссуру-то подались? Как только человек ничего не умеет делать - так сразу в режиссуру!» Но в итоге спектакль был принят публикой на ура - не в последнюю очередь потому, что содержал смелые для того времени вещи, и по этой же причине спустя 40 представлений был запрещен.
Вскоре режиссерская карьера Захарова повисла на волоске. Его следующие спектакли - «Банкет» в Театре сатиры и «Разгром» в театре им. Маяковского - также были запрещены. Вмешалась прославленная актриса Ангелина Степанова, вдова писателя Александра Фадеева, чей роман «Разгром» лег в основу спектакля. Она попросила посмотреть этот спектакль секретаря ЦК КПСС Суслова. Главный идеолог страны постановкой остался доволен. В газетах моментально появились хвалебные отзывы. Так Захаров перекочевал из разряда «идеологически невыдержанных» в «молодые и многообещающие».
В середине 70-х Захарову было доверено возглавить московский театр имени Ленинского комсомола, переживавший тогда не лучшие времена. С этого момента для театра началась, по сути, новая эпоха. Со временем сложился уникальный актерский коллектив. Евгений Леонов, Инна Чурикова, Николай Караченцов, Александр Абдулов, Олег Янковский, Елена Шанина, Александр Збруев, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой сотрудничали с Захаровым не только на сцене, но и в кино. Спектакли «Ленкома» (именно это название впоследствии закрепилось за театром) «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона» и «Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва» сегодня считаются классикой театрального искусства.
Атмосфера, аура «Ленкома» - предмет особой гордости Захарова. Одной из своих главных задач он всегда считал создание «питательной творческой среды для роста артистов». И с этой задачей он, несомненно, всегда справлялся. Как ни жаль, любимые, прославленные актеры уходят, но на их место приходят другие. Дмитрий Певцов, Анна Большова, Алла Юганова, Антон Шагин, Олеся Железняк, Мария Миронова - лица сегодняшнего «Ленкома», выросшие в его творческой среде, созданной и бережно хранимой Марком Анатольевичем Захаровым.
2013-10-01 00:00:00.0