Сергей Параджанов
Биография:
«Армянин, родившийся в Грузии и сидевший в русской тюрьме за украинский национализм», – так называли знаменитого режиссера Сергея Иосифовича Параджанова.
Сергей Параджанов (Саркис Параджанян) родился 9 января 1924 года в Тбилиси в семье антиквара, и отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, но Сергей неожиданно решил поступить в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта (при том, что в аттестате по точным наукам были тройки), который, впрочем, бросил уже через год, поступив на вокальное отделение Тбилисской консерватории и в хореографическое училище оперного театра. Еще через два года он перевелся в Московскую консерваторию в класс Нины Дорлеак. Параллельно с учебой в консерватории он сдал экзамены во ВГИК и учился на режиссерском факультете сначала в классе Игоря Савченко, а после его смерти – в классе Александра Довженко.
После окончания учебы в середине 1950-х годов Параджанов стал работать режиссером на студии им. А. Довженко. Этому предшествовали трагические события: еще в годы учебы во ВГИКе Сергей познакомился с красавицей-татаркой Нигяр и женился на ней. Нигяр была родом из очень консервативной семьи, и когда родственники узнали о ее женитьбе, то потребовали немедленного расторжения брака. Сергей пытался достать деньги для ее выкупа, однако не смог их найти, и Нигяр убили родные братья. Параджанову пришлось просто-таки бежать из Москвы...
За годы работы на студии им. Довженко Параджанов снял несколько художественных и документальных фильмов, которые впоследствии назвал «мусором». А в 1964 году он снимает фильм, сделавший его знаменитым на весь мир, – «Тени забытых предков» по прозе М. Коцюбинского, трагический рассказ о любви гуцульских Ромео и Джульетты. Картина получила около 30 различных призов на международных кинофестивалях. Текст в традиционной форме в виде монологов и диалогов в фильме отсутствовал практически полностью, все внимание было уделено видеоряду – красные ветви деревьев, геометрические композиции внутри корчмы с немногочисленным реквизитом на фоне белых стен, летящие огненные кони (на Западе фильм вышел в прокат именно под этим названием – «Огненные кони»)…
Два года спустя Параджанов приступил к съемкам фильма «Киевские фрески», посвященным событиям Великой Отечественной войны. Но руководство студии обвинило режиссера в «химерном и мистически-субъективном отношении» к событиям Великой Отечественной войны, и дальнейшие съемки были запрещены. Немалую роль в отстранении режиссера от работы сыграла и его активная позиция в защиту украинской интеллигенции, преследования которой начались в это время. Он был одним из подписавших Письмо-протест 139-ти, причем сам режиссер в составлении письма участия не принимал, но настоял, чтобы его подпись стояла первой.
Параджанов понимает, что в Киеве ему работать не дадут, и переезжает в Армению, где снимает фильм «Цвет граната» («Саят-Нова») об армянском поэте XVIII века, писавшем на армянском, грузинском и азербайджанском языках. Фильм получился еще более необычным, чем «Тени». Текст был только закадровым, а все строилось на изображении, на необычной композиции фигур внутри кадра. Режиссер стремился рассказать не о жизни поэта, а о его духовных поисках. Руководство Госкино к ленте отнеслось весьма скептически, и картина четыре года пролежала на полке, пока Сергей Юткевич не смонтировал ее по-другому, однако более доступной и понятной «широкой публике» она не стала. «Цвет граната» продержался в прокате всего четыре месяца, после чего был снят. Повод был весьма значительный – арест режиссера.
Всегда склонный к эпатажу и провокации Параджанов любил делать скандальные заявления и совершать вызывающие поступки. Он мог рассказать, что переспал с одной очень известной актрисой, или даже – со знаменитым художником. Он требовал, чтобы посуда на столе стояла каким-то необыкновенным образом, чтобы котлеты на тарелке были уложены необычно, чтобы его жена (он женился во второй раз) чистила яблоко по-особенному. «Прелестен, но невыносим», – сказала жена и ушла от него, забрав сына.
В начале 1970-х годов в интервью датской газете Параджанов сказал, что его благосклонности добивались два десятка членов ЦК КПСС. Слова были растиражированы по всему миру, а сам режиссер арестован. Дело фабриковалось в спешке, поэтому инкриминируемые статьи постоянно менялись – валютные махинации, грабеж церквей, взяточничество, и, наконец, остановились на гомосексуализме. Его обвинили в «изнасиловании члена КПСС и распространении порнографии» и приговорили к пяти годам лагерей. В защиту Параджанова выступили видные деятели культуры – Андрей Тарковский, Федерико Феллини, Джульетта Мазина, Франсуа Трюффо, Лукино Висконти и другие. Луи Арагон лично обратился с просьбой к Брежневу помиловать Параджанова, и того действительно отпустили на год раньше истечении срока.
Режиссер вышел на свободу, но работы не было, снимать фильмы не давали, несмотря на то, что у него были готовы несколько сценариев. В 1982 году Параджанов был арестован еще один раз по обвинению в даче взятки, но после 11 месяцев, проведенных в следственном изоляторе, он был отпущен: его признали невиновным.
В 1984 году благодаря помощи грузинского актера и режиссера Давида Абашидзе на студии «Грузия-фильм» Параджанов снимает фильм «Легенда о Сурамской крепости» по грузинской легенде о прекрасном юноше, который согласился быть замурованным в стену крепости, ибо только так она сможет выстоять против натиска врага. Фильм также был удостоен ряда призов на международных кинофестивалях.
В 1988 году Параджанов снял свой последний фильм, «Ашик-Кериб» по одноименной повести М. Ю. Лермонтова. Фильм хотели включить в программу Каннского кинофестиваля, но режиссер не успел его закончить к началу фестиваля и показал свою работу в Венеции четырьмя месяцами позже. «Ашик-Кериб» получил премию «Феликс» Европейской киноакадемии за лучшую работу художников, а в СССР был удостоен четырех премий «Ника», в том числе за лучший фильм года и лучшую режиссерскую работу.
В 1990 году Параджанов приступил к работе над фильмом «Исповедь», однако закончить его не успел: у него обнаружили рак легкого, и 21 июля 1990 года он скончался. Похоронен Параджанов в Ереване, в Пантеоне гениев армянского духа, рядом с Арамом Хачатуряном, Уильямом Сарояном и другими деятелями искусства, литературы и науки.