Станислав Говорухин
Биография:
Его работы всегда пронзительны, современны и поражают разнообразием тем. Что бы он ни снимал – драму, детское кино или фильм-катастрофу, Станислав Говорухин всегда вызывает у зрителя неподдельные эмоции и желание возвращаться к его фильмам снова и снова. Многосерийный детектив «Место встречи изменить нельзя» по-прежнему сверхпопулярен, его приключенческие фильмы для детей навсегда стали жемчужинами отечественного кинематографа, а криминальную драму «Ворошиловский стрелок», снятую в 1999 году, обсуждают до сих пор.
Не утихают споры и вокруг личности самого режиссера: его вступление в партию «Единая Россия» у одних вызывает одобрение и интерес, другие же обвиняют Говорухина в излишней политизации, в уходе от чистого искусства и даже в заискивании перед власть предержащими.
Однако иллюзий по поводу большой политики Станислав Сергеевич никогда не питал: его отец, донской казак, был репрессирован и большую часть жизни провел в исправительных лагерях. Будущий режиссер провел детство в бараке вместе с матерью, бабушкой и старшей сестрой. Трудное послевоенное время закалило его характер и сформировало в нем целеустремленность: окончив геологический факультет Казанского государственного университета, Говорухин стал работником одной из первых из первых в стране телестудий, а спустя три года уехал в Москву и поступил во ВГИК. Все его поступки теперь были направлены на осуществление большой мечты: Говорухин хотел снимать свое кино.
В 1967 году Станислав Сергеевич закончил режиссерский факультет ВГИКа. На его счету уже было две серьезных работы – двадцатиминутная новелла «Аптекарша» по рассказу Чехова и киноповесть об альпинистах «Вертикаль», снятая совместно с Борисом Дуровым. Уже в этих ранних работах заметен авторский почерк большого режиссера – склонность к остросюжетному кино, глубокий психологизм, умение держать зрителя в напряжении и гениальный подбор актерского состава (кстати, именно «Вертикаль» принесла Владимиру Высоцкому известность как актеру).
Потом были «День ангела», «Белый взрыв», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Контрабанда», «Ветер «Надежды» – картины, каждая из которых раскрывала новые грани режиссерского таланта Говорухина и его взгляд на мир, но не ставшие по-настоящему вехами в его карьере. Зато следующая работа, «Место встречи изменить нельзя», сразу же стала всенародно любимой. Почти в это же время зритель увидел Говорухина в новом качестве: начиная с 1982 года он начал сниматься сам. Роли в фильмах «Среди серых камней» , «Асса», «Анкор, еще анкор!», «Не хлебом единым» стали такими же яркими и запоминающимися, как и его режиссерские работы.
Свое умение снимать популярное и по-настоящему интересное кино режиссер также применил в детских приключенческих фильмах («Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта») и в работе, которую часто называют первым советским триллером – фильме «Десять негритят» по одноименному роману Агаты Кристи.
Военная драма «Брызги шампанского» стала последним фильмом центрального этапа его творчества. Начиная с 1990 года, его кино становится совсем другим. Названия фильмов говорят сами за себя: «Так жить нельзя», «Час негодяев», «Россия, которую мы потеряли». Обличительная публицистика Говорухина была совершенно в духе своего времени, и в то же время качественно выделялась на фоне общего стремления к абсолютной свободе и полной вседозволенности. В его фильмах не было ни нарочитой «чернухи», ни исключительного цинизма. Говорухин был тогда одним из немногих, кто действительно сожалел о распаде Советского Союза и стремился изменить ситуацию своими силами. Именно тогда он начал свою деятельность в политике, которую не оставляет до сих пор.
2011-03-21 00:00:00.0