Мельвиль Пупо
(Melvil Poupaud)
Биография:
Мельвиль Пупо мало известен в России. Это и понятно – снимается он в авторских, «сложных» фильмах, не предназначенных для широкого проката. Да и играет, чего греха таить, в основном, всяких маргиналов, гомосексуалистов и прочих потерянных для жизни общества личностей.
Но если сравнивать актерский пантеон с коллекцией драгоценных камней, то Мельвиль Пупо будет каким-нибудь неотшлифованным бриллиантом, редким экземпляром для немногих ценителей. Имея привлекательную внешность, признанный сценический талант и полезные знакомства в мире шоу-бизнеса, этот актер не проявляет особого стремления к участи пестреть на обложках журналов или красоваться на красной ковровой дорожке. Его больше интересует музыка, которая никогда не разойдется на миллионах носителей, и кино, которое никогда не соберет полный зал.
Парадоксально, но награды, известность и любовь зрителей он при этом получает словно очки в компьютерной игре – как бы мимоходом, не прилагая особых усилий. Даже способ заработать на своем имени он выбрал милый и ненавязчивый: в 2006 году снял фильм под названием «Мельвиль» и показал его на Каннском кинофестивале.
Впрочем, может все дело в генах? Ведь не мог же сын Шанталь Пупо стать каким-нибудь продавцом или банковским служащим. В любом случае, своей первой ролью в кино он определенно обязан матери, актрисе и успешной пресс-атташе. Разумеется, на этот счет есть легенда.
В то время Шанталь работала у культового французского режиссера Рауля Руиса. Журналисты одолевали беднягу со всех сторон, хотя ровным счетом ничего не понимали из его слов. Однажды во время какой-то пресс-конференции мэтр окинул взглядом свою аудиторию и обнаружил, что все журналисты клюют носом, а посреди них маленький мальчик с необыкновенно серьезным лицом превратился в слух. Руису в то время как раз нужен был странный ребенок для фильма «Город пиратов»... Так он заметил сына своей пресс-атташе. Подлинность этой истории можно ставить под сомнение, но мир кино с тех пор всецело поглотил маленького Мельвиля. Вернувшись в школу после съемок у Руиса, мальчик почувствовал себя рыбой, вытащенной из воды, и купил видеокамеру – чтобы превратить свою жизнь в бесконечный фильм. Так нашлось применение первому гонорару Мельвиля Пупо.
Сегодня короткометражные ленты, где кудрявый мальчик играет то в гангстера, то в волшебника, то в сумасшедшего с раздвоением личности, Пупо показывает всему миру. Некоторые из них даже попали в его настоящий, «взрослый» фильм в качестве концептуальных флешбэков.
Когда у Мельвиля Пупо берут интервью, он очаровательно улыбается и держит в руке камеру – снимает материал для новых фильмов. Изысканно уклоняется от слишком прямолинейных вопросов. Известно, что у него есть постоянная девушка и дочь Анна-Лиза, но остальное – тайна за семью печатями. С журналистами Пупо говорит только о кино. И ему есть что сказать. К своим 38 годам актер, режиссер, музыкант и обладатель двух «Сезаров» успел сняться более чем в 60 фильмах, над восемью из которых работал Рауль Руис. К сожалению, большинство из них не известны за пределами Франции.
Яркое исключение составляет драма Франсуа Озона «Время прощания», где актер играет роль фотографа-гея, умирающего от рака. Франсуа Озон называет Мельвиля Пупо своим alter ego, а актер, в свою очередь, признается, что герой фильма ему духовно близок. То ли из-за этой двойной совместимости, то ли в силу гениальности режиссера, но «Время прощания» получился на редкость атмосферным и глубоким без лишних слов, а обманчивая простота сюжета дает зрителю простор для собственных мыслей и переживаний. Мельвиль в главной роли смотрится настолько органично, что трудно себе представить на его месте кого-то другого. Эта работа принесла актеру не только славу гомосексуального секс-символа, но и определенную степень известности – фильм был показан по всем миру.
Были и другие главные роли, менее заметные: в драме Зои Кассаветис «Любовь со словарем», в мелодраме Ноэми Львовски «Чувства», в криминальной комедии Грэма Гита «Похитители»...
Он часто снимался у одних и тех же режиссеров. Более того, выбирая между многими предложениями, обращал внимание в первую очередь на личность режиссера и вполне мог дать согласие до того, как был прочитан сценарий. Наверное, из-за этого фильмографию Пупо нельзя назвать безупречной: определенно, в ней были «проходные» роли в объективно слабых картинах. Но сам актер, кажется, об этих ролях не жалеет. Как и о записанных им двух музыкальных альбомах. Улыбаясь, он комментирует свои успехи так: «Я вынужден констатировать, что музыкант из меня так себе. Но нельзя же быть одинаково хорошим во всем». Тем не менее, Мельвиля Пупо определенно можно назвать хорошим актером. Постоянно находясь в кадре, он научился в нем жить. Как только Мельвиль появляется на экране вместе со всем своим очарованием и невысказанной грустью, каждый кадр обретает смысл и позволяет зрителю глубоко погрузиться в атмосферу фильма – почти на ту же глубину, что и он сам.