Жерар Филип
(Gerard Philipe)
Биография:
В 1950-е его популярность не имела аналогов в мире. Его называли гениальным актером еще при жизни, называют так и теперь. Он был хорош собой и невероятно обаятелен. Его приезд всюду вызывал небывалый ажиотаж: в Москве под окнами гостиницы дежурило огромное количество поклонников, в Нью-Йорке толпа вообще носила его на руках. Китайцы плакали от его исполнения стихов со сцены, а японцы трогательно прозвали «весенним самураем». Фильм «Фанфан-Тюльпан» 1952 года прогремел на весь мир, главным образом благодаря ему, Жерару Филипу.
Сын француза и чешки, он родился в ныне самом кинематографическом месте Франции - в Каннах, позднее семья перебралась в Париж. Здесь отец владел доходным домом, в котором квартировали представители богемы. Впервые перед юным Жераром замаячила перспектива стать артистом после того, как на благотворительном вечере он прочитал стихи, и старая актриса «Комеди Франсез» похвалила выступление, сказав юноше, что его призвание - театр. Однако отец настаивал на том, что Жерару следует идти в юристы, и тот был вынужден отправиться в Ниццу, поступать в юридический институт.
Вскоре во Францию вошли гитлеровцы. На юг страны, остававшийся свободным, устремилось множество народа из оккупированных регионов, в том числе из Парижа. Помимо прочих это были деятели науки и культуры, представители кино и театра. Культурная жизнь Ниццы забурлила. Вдохновленный Филип пришел в один из театров и попросил дать ему какую-нибудь роль. Увидев, что из молодого человека может выйти толк, в театре за него взялись и обучили азам актерского мастерства. Вскоре Жерар Филип дебютировал на сцене, исполнив роль влюбленного юноши в спектакле «Совсем простая девушка».
Дебют оказался успешным, и актерская карьера Жерара Филипа начала набирать обороты. В 1943 году он впервые снялся в кино, исполнив небольшую роль в фильме «Малышки с набережной Цветов». Он уже тогда поразил съемочную группу тем, что сыграл длинный проход в кадре, ни разу не повернувшись к камере лицом, как и хотел режиссер. Когда такие вещи удаются дебютанту, можно говорить о высшей степени его таланта. Вскоре после освобождения Парижа от фашистов он поступил на актерское отделение Консерватории драматического искусства. Жерару Филипу не исполнилось и 25 лет, а он уже был признан и знаменит у себя на родине. Спектакль «Калигула», в котором он исполнял заглавную роль, многократно посещала великая Марлен Дитрих. После шестого раза она подошла к нему, чтобы выразить свой восторг, и убеждала, что в кино с его данными можно сделать куда больше, чем в театре...
Насколько он прислушался к ее словам, мы не знаем, но роль Калигулы и впрямь стала вершиной его театральной карьеры. С середины 40-х Жерар Филип стал уделять все больше внимания кинематографу. Одной из его первых значительных работ в кино стала роль князя Мышкина в экранизации романа Достоевского «Идиот». Критики положительно отметили его игру при том, что фильм в целом был признан неудачным. В 1948 году, после колоссального успеха фильма «Дьявол во плоти», Филипа стали осаждать голливудские агенты. Однако их постигла неудача: Жерар Филип, никогда не гнавшийся за деньгами, гораздо выше гонорара ставил возможность делать то, что ему интересно.
Азарт, с которым Филип убеждал продюсера, русского эмигранта Александра Мнушкина, взяться за фильм «Фанфан-Тюльпан», вспыхнул в нем как раз после того, как он услышал о сценарии: «Абсолютно провальный проект». Филип утверждал, что устал от серьезных ролей и с большим удовольствием снимется в чем-нибудь веселом. Не менее азартен был он и на съемках: в частности, так завелся, играя бой на шпагах, что партнер начал драться с ним практически всерьез и проткнул ему клинком руку насквозь. Но Филип и не думал останавливаться. В итоге именно этот дубль и вошел в фильм. Режиссер картины Кристиан-Жак после премьеры сказал: «Именно в роли Фанфана-Тюльпана для меня раскрылся Жерар - веселый, очаровательный, полный энтузиазма проказник, подчас даже не знающий границ запретного...»
За свою недолгую жизнь Жерар Филип сыграл около 30 ролей в кино, поработав с такими маститыми режиссерами, как Кристиан-Жак, Рене Клер, Клод Отан-Лара, Роже Вадим, Луис Бунюэль. Его смерть в 1959 году шокировала Францию и весь мир. Сгорев от онкологического заболевания за считанные месяцы, он так и не узнал своего страшного диагноза: до последнего дня шутил, строил планы. Он не дожил всего полторы недели до своего 37-летия, так и оставшись в памяти людей молодым гениальным проказником, «весенним самураем».
2012-11-26 00:00:00.0