Джульетта Мазина
(Giulietta Masina)
Биография:
Великая актриса Джульетта Мазина родилась 22 февраля 1921 года в Италии, в провинциальном городке Сан-Джорджо ди Пьяно, близ Болоньи. В детстве ее звали Джулия Анна. Старшая из четырех детей, она росла в семье мелкого служащего, который ради жены оставил игру на виолончели, и учительницы, дочери богатых родителей. Хрупкая и болезненная Джулия Анна с детства увлекалась музыкой и танцами, участвовала в школьных постановках.
После окончания начальной школы девочку «взяла под крыло» бездетная тетушка Джулия. Она привезла племянницу в Рим, поселила в своем доме, представила своему богемному окружению и занялась творческим воспитанием будущей актрисы. По ее настоянию Мазина поступила на филологический факультет Римского университета и получила диплом преподавателя современной литературы. Впоследствии тетушка была одной из немногих, кто всегда поддерживал Мазину и свято верил в ее талант. А сомневающихся было много – начиная от режиссеров, которым внешность молодой актрисы казалась недостаточно эффектной, и заканчивая самой Мазиной, которая мечтала о большом экране, выступая по радио и играя сказочных зверюшек в театре.
Настоящая сказка ворвалась в ее жизнь внезапно: в военном сорок третьем Джулия Анна познакомилась с молодым Федерико Феллини и навсегда стала его Джульеттой – женой, музой, возлюбленной, другом и деловым партнером. Он подарил ей роли в таких шедеврах как «Огни варьете», «Белый шейх», «Дорога», «Ночи Кабирии»; сценарий фильма «Джульетта и духи» был написан специально для нее. Участие в совместной работе над каждой картиной заменяло супругам развернутое признание в любви, а конечный результат становился их бессмертным детищем. Настоящих детей у звездной пары никогда не было: первая беременность Джульетты закончилась выкидышем, а их единственный сын Федерико прожил всего две недели. Страшно себе представить, какой трагедией для эмоциональной и впечатлительной Мазины была потеря ребенка, но ее слез никто никогда не видел. Феллини терпеть не мог, когда жена плакала.
«Замужество для Джульетты оказалось не тем, чего она ждала, – писал Феллини. – Оно не принесло ей исполнения заветных желаний. Она ждала от брака детей. Собственного дома. И верного мужа. Я ее разочаровал. Она меня – нет. Не думаю, что мог бы найти жену лучше».
Всю свою боль и душевные терзания Джульетта воплощала в кино. Трогательная Джельсомина, простодушная Марчелла, наивная Ирис, решительная Кабирия, утонченная Джульетта, разочаровавшаяся в жизни Амелия – каждая из ролей Мазины была ее ипостасью, художественным воплощением частицы ее души. «Маленькая женщина с глазами потерявшейся собачки», как называл свою избранницу великий Феллини, заставляла зрителей безоговорочно верить каждой своей героине, создавала образы, которые невозможно было выкинуть из головы.
Ее сравнивали с Чарли Чаплином и Гретой Гарбо, вручали «Оскары» и приглашали работать в Голливуд, но Джульетта неизменно отказывалась. Она хотела быть рядом с Феллини, изо всех сил поддерживать и оберегать от разрушения тот иллюзорный мир, в котором жил ее муж. Иногда сам Феллини точно не знал, правду он говорит или фантазирует, но Мазину это вполне устраивало. Она полностью включилась в его игру, возводя воздушные замки и воюя с ветряными мельницами вместе с ним.
Джульетта пережила Федерико всего на пять месяцев. Смертельно больная раком, она просто заперлась в четырех стенах и прекратила лечение. По ее просьбе друзья похоронили актрису с фотографией мужа в руке, а на надгробии их общей могилы написали: «Теперь, Джульетта, ты можешь плакать...»