Клод Брассер
(Claude Brasseur)
Биография:
Клод Брассер родился для того, чтобы быть актером. Склонность к искусству Мельпомены он унаследовал от родителей – актеров Пьера Брассера и Одетт Жуайе, от них же получил талант. Правда, на самом деле его отца звали Пьер-Альберт Эспинас, а псевдоним Брассер (что по-французски значит «пивовар») он взял в самом начале актерской карьеры. Сын унаследовал это легкомысленное имя и продолжил династию Брассеров, которая не угасает до сих пор.
После школы, где, кстати, он учился из рук вон плохо, Клод немного поработал журналистом. Потом закончил курсы драматического искусства Реймона Жирарде и Рене Симона и не закончил консерваторию. Во многом благодаря громкому имени Брассера-старшего и покровительству крестного – Эрнеста Хемингуэя – первую роль в кино молодой актер получил уже в двадцать лет. С тех пор он снимался постоянно. Поначалу в основном у увенчанных лаврами друзей отца – Жана Ренуара, Дени де ла Пательера, Жоржа Франжу, Ива Аллегре и Анри-Жоржа Клузо. Потом у него появляются и свои «почитатели» – Роже Вадим, Эдуар Молинаро, Жан-Люк Годар. Партнерами Брассера по площадке стали Жан Габен, Ив Монтан, Ален Делон, Жерар Депардье.
Несмотря на столь щедрые дары, кино было не в силах полностью поглотить молодого актера – он всегда жаждал приключений и стремился к чему-то новому. То уходил служить в десантные войска, потому что ему понравились прыжки с парашютом, то увлекался автогонками, опять же с неменьшим рвением (в 1983 году выиграл ралли Париж – Дакар в качестве штурмана Жаки Икса). Правда, увлечения не помешали актеру заполучить любовь зрителей и парочку прекрасных «Сезаров» для украшения камина.
Актерская игра Брассера пленяла и критиков, и зрителей, и режиссеров, но амплуа, увы, было достаточно однообразным. В основном, ему предлагали роли в детективах. Сбежать от бесконечных сыщиков Брассеру удалось только после сорока лет. Поворотным в этом отношении моментом стала работа в комедийной мелодраме «Бум», где он сыграл отца влюбленной девочки-подростка, роль которой исполнила юная Софи Марсо. Получилась прекрасная французская комедия – легкая, светлая и безумно популярная. Клод Брассер стал по-настоящему знаменитым.
В 1983 году было снято продолжение картины под названием «Бум-2», а за ним последовало значительное расширение актерского репертуара Брассера. В драме «Воспоминания, воспоминания» (1984 г.) он играет акулу шоу-бизнеса, в «Таксишник» – клошара, а попросту бомжа, в триллере «Сошествие в ад» (1986 г.) – запутавшегося в жизни писателя-пьяницу, который по воле рока становится преступником.
Одна роль интереснее другой, но все рано или поздно приедается. Начиная с 90-х годов, Брассер все больше отдаляется от кинематографа, отдавая предпочтение театру. В этот период он много работает с разными театральными режиссерами, в частности, с Марселем Блювалем в театре Монпарнас. Искусство театра не было для Брассера терра инкогнита – за его плечами на тот момент насчитывалось около десятка театральных работ, в том числе роль Тартюфа в спектакле по пьесе Мольера. Тем не менее, углубленное погружение в профессию позволило ему еще более отточить актерское мастерство и придало убедительности его игре.
В общей сложности Клод Брассер сыграл в более чем сотне фильмов, сериалов, театральных постановок. Фильмы, с которыми связаны его последние работы, не получили широкой известности за пределами Франции, но это, разумеется, не главное. Главное, что 75-летнему актеру до сих пор доставляет удовольствие его работа, то, что он до сих пор с мальчишеским блеском в глазах принимается за очередной проект, главное, что молодой актер Александр Брассер блестяще продолжает славную «пивоварско-актерскую» династию, которой можно насчитать без малого двести лет.