Фэй Данауэй
(Faye Dunaway)
Биография:
Говорят, что Фэй Данауэй никогда не расстается с золотой статуэткой «Оскара». Говорят, что статуэтка действительно приносит ей удачу. Конечно, каждый имеет право на маленькое личное суеверие, но вряд ли это можно считать первопричиной успеха. А с тем фактом, что Фэй Данауэй – актриса, каких мало, трудно поспорить. Равно как и с тем, что она просто красавица. Не комсомолка, не спортсменка, а стопроцентная «роковая женщина»: в этом амплуа ее использовали многие режиссеры, но, по счастью, не все.
Дороти Фэй Данауэй закончила факультет драмы во Флоридском университете, а затем Школу изящных искусств при Бостонском университете. Затем два режиссера увидели ее на сцене и пригласили на съемки – Сэм Сигал в фильм «Происшествие» и Артур Пенн в «Бонни и Клайд». Именно вторая роль оказалась стопроцентным попаданием «в яблочко», а сам фильм «взорвал» Америку. Если помните, это драматическая история о любви и художествах бандитской парочки. Тогда, в 1967 году, рассказывать с экрана такие истории было еще не принято. Фильм моментально прославил и саму Фэй Данауэй, и ее напарника, Уоррена Битти.
После этого режиссеры буквально выстроились к ней в очередь, причем звали, в основном, на роли «роковых» женщин. Вскоре появилась ее Миледи в экранизации романа А. Дюма «Три мушкетера». В ленте «Дорогая мамочка» она сыграла Джоан Кроуфорд – знаменитую, капризную, отягощенную всеми признаками звездной болезни, но очень талантливую актрису. Опасной стервой она предстает в картине Полански «Китайский квартал»; за эту роль актриса была второй раз номинирована на «Оскара» и второй раз его не получила.
А того самого легендарного «Оскара», с которым не расстается, Фэй Данауэй получила в 1976 году за фильм «Телесеть». И этот фильм стоит выделить особо: это блестящая ироничная пародия на американское телевидение. Актриса играет эдакую стервозную телечиновницу, не ставящую ни в грош ни достоинство, ни жизнь человека, способную организовать ограбление банка или похищение ребенка – исключительно сенсации ради. И если мы вспомним на минуточку, что представляет собой современное телевидение, то согласимся, что фильм не утратил актуальности и сейчас.
К счастью, талант Фэй Данауэй гораздо шире амплуа «вамп», и она прекрасно владеет искусством «проработки образа», что отличает больших актеров от всех прочих. В фильме Стэнли Крамера «Оклахома как она есть» она сыграла «настоящую американку» – энергичную даму, вынужденную вступить в борьбу с нефтяной корпорацией, которая возжелала оттяпать ее земельный участок, обнаружив на нем нефть. Снимаясь у европейских режиссеров, Фэй Данауэй создала череду сложных, драматических характеров – например, в фильмах «Жгучая тайна» Эндрю Биркина и «Ясной лунной ночью» Лины Вертмюллер.
А одной из лучших ее работ стала Ванда Уилкокс в фильме Б. Шредера «Пьянь», где она сыграла алкоголичку, подругу главного героя. Историю создания этой ленты позже описал в своем романе «Голливуд» автор сценария Чарльз Буковски. В 1968 году она сыграла главную роль в фильме «Афера Томаса Крауна». Через 30 лет вышел римейк этой картины. Примечательно, что Фэй Данауэй появилась и там, правда, во втрорстепенной роли. Одной из лучших ее ролей была Элен в великолепном фильме Эмира Кустурицы «Сон Аризоны».
Список удачных ролей Фэй Данауэй можно было бы продолжать, ибо он весьма внушителен, но вот что удивительно: она сама не раз признавалась в интервью, что на первом месте в ее жизни стоит сын, а не карьера вовсе. Многие интересные факты из своей жизни она описала в автобиографической книге «В ожидании Гэтсби». Такое название частенько провоцирует журналистов задать вопрос: а нашла ли она своего единственного героя? «Быть «в ожидании Гэтсби» – это значит ждать мужчину, который напомнит женщине о ее первой любви, заставит ее почувствовать себя необычной. В конечном счете это ожидание мечты…» – отвечает актриса.