Александр Демьяненко
Биография:
"Саша не из тех, кто расталкивал людей локтями. Помните "Операцию Ы"? Фильм начинается с того, что все сели в автобус, а он остался на тротуаре. В жизни это случалось с ним постоянно. Даже в метро, прежде чем сделать шаг вперед, он оглядывался и всех пропускал. Так и прожил жизнь, никого не толкая, никуда не напрашиваясь..." Не зная ничего об Александре Сергеевиче Демьяненко и ориентируясь лишь на эти слова, сказанные о нем его вдовой, Людмилой Акимовной, можно подумать, что речь идет о каком-то неудачнике, человеке, пусть и благородном, но «лопоухом», неспособном добиваться цели. "Ничего себе неудачник! - скажете вы. - Человек создал в кино вечный образ, навсегда вошел в историю..." Кем? Шуриком? А хотел ли он этого? Неспроста актерскую судьбу Александра Демьяненко зачастую называют трагической.
На своем курсе в ГИТИСе Демьяненко считался самым талантливым, был педагогами обласкан и даже избалован: мог себе позволить, например, спросить разрешения выйти с занятия и... укатить домой, в Свердловск. За ним числилось огромное количество прогулов, но вместо санкций со стороны преподавателей следовали едва ли не мольбы: "Саша, приходи хотя бы на мастерство". Уже второкурсником он дебютировал в кино. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов доверили ему одну из главных ролей в фильме "Ветер", после чего молодой артист был замечен самыми крупными отечественными кинематографистами.
В первых киноработах Демьяненко создавал пусть и свежий для тех времен, но по сути один и тот же образ - внешне негероический человек, в котором со временем проявляется героическое начало. Перед актером замаячила неприятная перспектива стать заложником одного амплуа. Показать свой актерский арсенал в более полном виде Демьяненко позволила роль в еще одной картине Алова и Наумова - "Мир входящему". Эта работа стала яркой иллюстрацией его творческого кредо: "Процесс развития - вот что волнует меня как актера в образе. Процесс рождения плохого или хорошего. <...> Человек в становлении - вот тот единственный человек, которого я хотел бы играть". Фильм "Мир входящему" получил несколько призов на Венецианском кинофестивале, а кинематографический мир впервые услышал имя Александра Демьяненко.
Таким образом, Шурика в комедиях Гайдая он играл будучи уже известным артистом, признанным как зрителями, так и коллегами. Но эта роль затмила собой все, сделанное до "Операции Ы", стала для него триумфом и трагедией одновременно, завладела всей его жизнью и фактически перечеркнула будущее. После феноменального, оглушительного успеха "Операции Ы"и "Кавказской пленницы" режиссеры почти перестали предлагать Демьяненко серьезные роли, боясь, что зритель не сможет абстрагироваться от образа Шурика. Этот ярлык, и правда, приклеился к нему намертво. Невозможно было спокойно выйти на улицу. Его узнавали, хлопали по плечу, обращаясь на "ты", то норовили дернуть за ухо, то поправить очки. Скромный и неразговорчивый от природы, Демьяненко не выносил бесцеремонности и фамильярности. Иной раз приходилось давать наглецам отповедь, чему они искренне удивлялись, даже обижались.
В такой ситуации настоящим глотком воздуха для актера стало приглашение от режиссера Ярополка Лапшина на роль Ильи Сохатых в фильме "Угрюм-река". Демьяненко едва ли не впервые в жизни довелось сыграть отрицательного героя. Но такие яркие роли теперь стали явлением единичным: его все чаще звали сниматься лишь в эпизодах. Отдушиной для Демьяненко стал дубляж: его голосом заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Роберт Де Ниро, им озвучены едва ли не все роли Донатаса Баниониса.
В конце жизни Демьяненко все же "простил" Шурика: "Мне уже 60 лет, а я все равно - Шурик! По молодости, конечно, я дико раздражался, испытывал массу неудобств, дискомфорт. А сейчас думаю: "Ну и ладно". Люди, видя меня, вспоминают любимые фильмы, улыбаются, а значит чуточку улучшают свое настроение".
21.05.2012
Сыгранные роли: |
Оценка фильма
|
1998 г.
|
Содержанка
|
|
1997 г.
|
История про Ричарда, Милорда и прекрасную Жар-птицу
завклубом
|
|
1991 г.
|
Игра на миллионы
Ромочка
|
|
1991 г.
|
И черт с нами!
Андрей Андреевич, первый секретарь обкома
|
|
1990 г.
|
Потерпевший
|
|
1990 г.
|
Каталажка
Янов, мэр города
|
|
1990 г.
|
Шаги императора
командир полка
|
|
1989 г.
|
Светлая личность
доктор Справченко
|
|
1988 г.
|
Муж и дочь Тамары Александровны
дядя Слава
|
|
1987 г.
|
Серебряные струны
Егор Архипович Суконкин
|
|
1986 г.
|
Баллада о старом оружии
Иванов
|
|
1986 г.
|
На острие меча
Дорошенко
|
|
1985 г.
|
Сон в руку, или Чемодан
дядюшка Павла
|
|
1985 г.
|
Лиха беда начало
Семенов, секретарь горкома КПСС
|
|
1985 г.
|
Когда становятся взрослыми
отец Мити
|
|
1984 г.
|
Сказки старого волшебника
Людоед
|
|
1984 г.
|
Три процента риска
Владимир Логинович Катасонов, ведущий инженер КБ
|
|
1984 г.
|
Милый, дорогой, любимый, единственный...
капитан милиции
|
|
1984 г.
|
Я тебя никогда не забуду
солдат с флягой в сапоге
|
|
1983 г.
|
Место действия
Закржевский
|
|
1983 г.
|
Зеленый фургон
Виктор Прокофьевич Шестаков
|
|
1983 г.
|
Не хочу быть несчастливым
Коля
|
|
1982 г.
|
Варварин день
Степан
|
|
1982 г.
|
Не ждали, не гадали
"домохозяин", настоящий хозяин осла
|
|
1982 г.
|
За счастьем
Сидор Наумович
|
|
1981 г.
|
Пропавшие среди живых
капитан милиции Юрий Евгеньевич Белянчиков
|
|
1981 г.
|
Девушка и Гранд
Трубников
|
|
1981 г.
|
Это было за Нарвской заставой
Гнутый
|
|
1980 г.
|
Никудышная
Виктор Тихонов, отчим Ани
|
|
1979 г.
|
Соловей
Механикус
|
|
1979 г.
|
Приключения маленького папы
папа взрослый
|
|
1979 г.
|
Завтрак на траве
Василий Васильевич, начальник пионерлагеря
|
|
1979 г.
|
Жена ушла
Степан
|
|
1978 г.
|
По улицам комод водили...
Миша
|
|
1978 г.
|
Летучая мышь
адвокат Блиндт
|
|
1978 г.
|
Все решает мгновение
Николай Иванович Мартынов, администратор сборной
|
|
1978 г.
|
Встреча в конце зимы
Семен Семенович Кудрявый
|
|
1978 г.
|
Ежик
Александр Сергеевич, папа Славика
|
|
1977 г.
|
Открытая книга
дервиш
|
|
1977 г.
|
Журавль в небе
Андрей Заболотный
|
|
1975 г.
|
Одиннадцать надежд
Володя
|
|
1975 г.
|
Единственная...
ученый
|
|
1974 г.
|
Странные взрослые
Евгений Наливайко
|
|
1974 г.
|
Незнакомый наследник
"баянист"
|
|
1973 г.
|
Умные вещи
продавец
|
|
1973 г.
|
Открытая книга
Андрей Дмитриевич Львов
|
|
1973 г.
|
Ни слова о футболе
отец Нади и Славика
|
|
1973 г.
|
Крах инженера Гарина
эпизод
|
|
1973 г.
|
Иван Васильевич меняет профессию
Александр Тимофеев, инженер-изобретатель
|
|
1972 г.
|
Последние дни Помпеи
Филимон Купер
|
|
1972 г.
|
Приваловские миллионы
Виктор Бахарев
|
|
1972 г.
|
Здравствуй и прощай
председатель колхоза
|
|
1972 г.
|
Учитель пения
Валерий, жених Тамары
|
|
1971 г.
|
Найди меня, Леня!
шпик
|
|
1971 г.
|
Даурия
Бубенчиков
|
|
1971 г.
|
Драма из старинной жизни
юродивый
|
|
1970 г.
|
Миссия в Кабуле
Смыков
|
|
1970 г.
|
Мой добрый папа
Владимир Иванович Иванов
|
|
1970 г.
|
На даче
Митя
|
|
1969 г.
|
Рокировка в длинную сторону
Борис Лебедев
|
|
1969 г.
|
Завтра, третьего апреля...
милиционер
|
|
1968 г.
|
Угрюм-река
Илья Сохатых, приказчик
|
|
1967 г.
|
И никто другой
Андрей Николаевич Зеленцов
|
|
1967 г.
|
Война под крышами
Павел
|
|
1967 г.
|
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
Шурик, фольклорист
|
|
1966 г.
|
Не забудь... станция Луговая
сосед по купе
|
|
1965 г.
|
Операция "Ы" и другие приключения Шурика
Шурик, студент
|
|
1964 г.
|
Государственный преступник
Андрей Николаевич Поликанов, следователь КГБ
|
|
1964 г.
|
Пока фронт в обороне
Рунге
|
|
1963 г.
|
Сотрудник ЧК
Алексей Михалев
|
|
1963 г.
|
Первый троллейбус
Сергей
|
|
1963 г.
|
Каин XVIII
бродячий певец Ян
|
|
1962 г.
|
Порожний рейс
Павел Сироткин, журналист
|
|
1961 г.
|
Мир входящему
Александр Ивлев
|
|
1961 г.
|
Карьера Димы Горина
Дима Горин, финансист-романтик
|
|
1961 г.
|
Взрослые дети
Игорь Николаевич Виноградов
|
|
1960 г.
|
Пять дней, пять ночей
солдат
|
|
1959 г.
|
Сверстницы
фотограф
|
|
1959 г.
|
Все начинается с дороги
Генка
|
|
1959 г.
|
Катя-Катюша
Коля, шофер-кривляка
|
|
1958 г.
|
Ветер
Митя
|
|