Дональд Сазерленд
(Donald Sutherland)
Биография:
«Иногда я могу играть что-нибудь незначительное, маленькое. Но не хочу думать о себе как о поденщике – я, конечно же, хороший актер и могу участвовать в этом бизнесе на всех уровнях», – без лишней скромности говорит о себе Дональд Сазерленд. Святая правда. Сазерленд способен самую невыигрышную роль сделать яркой, точной, подтверждая тем самым постулат о том, что ролей маленьких не бывает, а бывают актеры-недоросли.
Сазерленд, канадец по происхождению, получил актерское образование в Лондонской Королевской академии драматического искусства. Первые роли использовали его внешность и эксцентричную манеру: худой, мрачный, долговязый актер как нельзя лучше пришелся ко двору в фильмах ужасов 60-70-х. Это были патологические характеры, но сыгранные артистично и с блестящим юмором. «Меня определяли как актера, страдающего манией убийства. Но по крайней мере, это было высокохудожественно!» – говорит актер о своих первых ролях. Сазерленд, кстати, никогда и впредь слова худого не сказал о своих первых фильмах и относился к ним вполне серьезно, понимая, что качество кино определяются не жанром, а степенью таланта - режиссера, в первую очередь. А на режиссеров ему везло необыкновенно, этого не отнять.
В 1970 году Сазерленд снялся в фильме Роберта Олтмена М.A.S.H. («Полевой армейский хирургический госпиталь») в роли сержанта Хаки Пирса. Фильм причисляют к разряду «черных» комедий, но скорее, это трагикомедия, рассказывающая о трех друзьях-хирургах, оказавшихся в эпицентре американо-корейской войны. В фильме сочетается и эпатаж, граничащий со скандалом, и смех на грани истерики, а Сазерленд блестяще проявил драматическую и комическую стороны своего таланта. Успех фильма во многом определен великолепным сценарием Ринга Ларднера, который получил за него «Оскара». Вторым призом стала «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля. Многие эпизоды позже были буквально растасканы и стали хрестоматийными.
Трудно утверждать однозначно – актеру ли везло на хороших режиссеров или везло тем картинам, на участие в которых он соглашался. В любом случае, его талант, яркий, убедительный, эксцентричный и психологически глубокий, неоспорим. Через год после выхода М.A.S.H актер привлек внимание ролью в фильме «Клют» Алана Дж. Пакулы. Фильм был задуман как триллер с более-менее типичным сюжетом: детектив приезжает в Нью-Йорк, чтобы найти пропавшего друга, и влюбляется в девушку по вызову, которой угрожает убийца-психопат, ну и так далее. Картина же превратилась в глубокую психологическую драму благодаря великолепному актерскому дуэту Дональда Сазерленда и Джейн Фонды.
В 1973 году Сазерленд снимается в фильме «А теперь не смотри» Н. Роуга по рассказу Дафны дю Морье «Страшное потрясение в декабре в Венеции». Актер блестяще проживает роль Джона Бакстера – человека, находящегося во власти страха, смятения, навязчивой мысли о смерти. И опять же – понимание психологии страстей человеческих и их последствий, иной раз жутковатых, сделало эту роль одну из лучших в биографии актера.
В 1975 году Сазерленд работает у Шлезингера в «Дне саранчи». Главный герой, Гомер, замкнутый, доверчивый и стеснительный, попав в пошлый мирок голливудских тусовок, выглядит и ведет себя как большой ребенок. Гомер ослеплен любовью к актрисе из массовки, буквально раздавлен огромным своим чувством – а взамен получает увесистую порцию лжи и фальши. И Сазерленд прекрасно показывает, как страшно и яростно происходит прозрение человека, обманутого в лучших чувствах.
1976 – год актерской славы Сазерленда. Он снимается в «Двадцатом веке» Бертолуччи и «Казанове Феллини». «Двадцатый век» Бертолуччи – фильм-эпос, огромное полотно, охватывающее полвека итальянской истории в контексте мировой. Философствующий фашист Аттила в исполнении Сазерленда безумен и логичен в своих идеях о якобы контролируемой жестокости. Он всего лишь теоретик жестокости и тоталитаризма, не более – но тем и страшен.
В том же 1976 году снимается «Казанова Феллини». Казанова в трактовке Сазерленда – трагический персонаж, наивно полагающий себя ученым и знатоком искусств и тяжко переживающий свою сомнительную славу. Всеми силами он желает избавится от нее, убегает, но все возвращается на порочные круги своя. «Казанова Феллини» в первый момент вызвал весьма неоднозначную реакцию – видимо, публика ждала более понятной и пикантной истории, а не театрализированных страданий некрасивого и чудаковатого ученого-неудачника и соблазнителя по необходимости.
Ироничный и резкий в интервью актер так говорил о своей работе с великими киношниками: «Когда работаешь с хорошим режиссером, становишься покорным. Будто становишься его наложницей. Все, что вас интересует в этот момент – это как доставить ему удовольствие». Сейчас можно сказать, что период «великих» для актера закончился (возможно, за отсутствием оных) – с 80-х и до сего момента он часто появляется в фильмах самого разного пошиба и калибра, но неизменно блестяще. За последние годы можно выделить его работы в фильмах «JFK: Выстрелы в Далласе» (1991) о непростом расследовании убийства Кеннеди, «Разоблачение» (1994), «Эпидемия» (1995), «Гордость и предубеждение» (2004) по роману Джейн Остин. В 2009 году Сазерленд вместе с Беном Фостером и Джейсоном Стэтхемом приступил к работе в фильме «Механик» – римейке одноименного фильма 1972 года. В этом году фильм «Механик» вышел на экраны.