Андрей Миронов
Биография:
«Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей, я это знаю, высшее мое достижение в кино – это фильм «Бриллиантовая рука». Мне действительно это очень больно». Эти слова Андрей Александрович Миронов произнес спустя годы после выхода в свет замечательной комедии Леонида Гайдая.
Позволим себе немного не согласиться с любимым актером: далеко не все зрители так считают. «Бриллиантовая рука» сама по себе настолько хороша и популярна, что выделять в ней Миронова нельзя, там блещет весь актерский ансамбль. А вот, например, картина «Трое в лодке, не считая собаки» без него была бы совсем другой. Как и «12 стульев» Марка Захарова.
Особняком стоит роль писателя Ханина в фильме «Мой друг Иван Лапшин» – совершенно, на первый взгляд, нетипичная для него. Однако кинорежиссер Леонид Менакер, его троюродный брат, говорит, что по сути своей Миронов был трагическим актером, и что продемонстрировать себя в кино наиболее полно ему удалось лишь в этой картине и в «Фантазиях Фарятьева».
Днем его рождения считается 8 марта, но на самом деле он родился вечером 7-го. Это родители, знаменитые артисты Мария Владимировна Миронова и Александр Семенович Менакер, решили: пусть будет подарок для женщин. Так, в общем-то, и произошло. Эльдар Рязанов не дал Миронову роль Лукашина в «Иронии судьбы» потому лишь, что фраза «...а я никогда не пользовался успехом у женщин» из его уст звучала крайне неправдоподобно. Зато сколько раз его киногероям приходилось покорять женские сердца!
Когда Миронов решил поступать в театральное училище, для родителей это стало неожиданностью: ему хорошо давались языки, потому предполагали, что он будет учиться в МГИМО или в МГУ. Он не был актером от рождения, и с детства, как это ни удивительно, совершенно не умел петь. Но с такими мамой и папой у него не было шансов стать посредственным артистом. На него буквально сели верхом и заставили работать на износ, научиться всему необходимому.
Режиссер фильма «Мой друг Иван Лапшин» Алексей Герман как-то попросил Миронова напеть один мотив. Тот не смог воспроизвести ни одной чистой ноты. «А как же вы поете-то, Андрей?» – удивился Герман. «Работаю», – вздохнул Миронов. Трудно теперь поверить и в то, что этот покоритель женских сердец в юности дико боялся сцены: однажды на прослушивании у знаменитой примы театра им. Вахтангова Цецилии Мансуровой у него от перенапряжения пошла носом кровь.
Помимо знаменитых и обожаемых народом ролей у него есть и такая, что сегодня заставляет невольно ухмыляться: в 1966 году на экраны вышел фильм «Год, как жизнь», в котором Миронов сыграл... Фридриха Энгельса. Однако такое было возможно лишь до «Бриллиантовой руки». Потому что после нее Леонид Менакер хотел снять Миронова в роли советского разведчика, но высокое начальство сказало: «Миронов – хороший артист, но скомпрометированный «бриллиантовыми руками» и прочим. Он не может играть большевика».
Он был дважды женат, две его дочери Маши – родная и приемная – стали актрисами, но главной женщиной в его жизни всегда оставалась мама, Мария Владимировна. Она держала его в таких ежовых рукавицах, что он никогда не мог сделать ничего поперек ее слова – ни в профессиональной сфере, ни в личной жизни. Она была с ним рядом всегда, она же его и хоронила. А после похорон, дотрагиваясь до висевшего на самом видном месте костюма, в котором он играл Фигаро, скорбно повторяла: «Это наша Хиросима...»