Николай Караченцов
Биография:
«...“Жигули", модель 13-я или 5-я, но французской комплектации - Катрин Денев! Будет Катя! А сейчас у меня "Пассат" - называю его Пасик. За рулем я отдыхаю». Вот с этим самым «Пасиком» в ночь с 27 на 28 февраля 2005 года и произошла трагедия, лишившая Николая Петровича Караченцова возможности работать. Беда не приходит одна - вполне возможно, эту поговорку в те дни вспоминала его супруга, Людмила Андреевна Поргина, ведь гнать во весь опор по обледеневшей московской дороге Караченцова заставило известие о кончине его любимой тещи. «Пасик» закрутило на льду и бросило на бетонный столб. В итоге - три операции на головном мозге, остановка работы легких, двадцать шесть дней комы, нарушение речевой и двигательных способностей, и это лишь схематичное изложение того, что пришлось пережить одному из популярнейших отечественных актеров.
Караченцов - коренной москвич. Его отец работал художником в журнале «Огонек», мама была балетмейстером и сотрудничала с разными театрами, в том числе с Большим. В детстве Караченцов тоже хотел пойти в балет, по маминым стопам, но она его отговорила, сказав, что это занятие «не для мальчиков». Спорт сочли более подходящим занятием. В 13 лет Караченцов стал чемпионом центральной спортшколы СССР по прыжкам в воду. Увлечение театром началось несколько позже, когда он стал посещать студию самодеятельности для школьников при Центральном детском театре. В выпускных классах окончательно оформилось желание связать свою жизнь с актерской профессией.
После школы Караченцов не без труда поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил с красным дипломом. Обычно всякий окончивший Школу-студию тут же вливался в труппу МХАТа, но в год выпуска Караченцова в Театре им. Ленинского комсомола (его же неофициально называли «Ленком», а со временем это название стало официальным) случился форс-мажор: театр покинул режиссер Анатолий Эфрос, а вместе с ним десять ведущих актеров. Из этого театра в Школу-студию пришло письмо с просьбой о помощи. В результате в 1967 году в «Ленком» были направлены десять лучших выпускников Школы-студии МХАТ, в том числе и Николай Караченцов. Он с ходу попал в основной состав и сыграл в нескольких спектаклях, поставленных еще Эфросом.
В 1973 году пришел новый главный режиссер, Марк Захаров. Для театра началась новая эпоха. По крупицам стала собираться уникальная труппа, одной из главных звезд которой было суждено стать Караченцову. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» - первая отечественная рок-опера - явилась одним из главных событий 70-х в театральной жизни СССР. Спектакль, в котором в главных ролях блистали Александр Абдулов и Николай Караченцов, шел на ленкомовской сцене в течение 17 лет и был показан за это время более 1000 раз.
Тем временем набирала обороты его кинокарьера. Первым серьезным успехом в кино для Караченцова стала роль в фильме Виталия Мельникова «Старший сын» по пьесе А. Вампилова. За ней последовали другие яркие работы - в картинах «Собака на сене», «Ярославна, королева Франции», «Приключения Электроника», «Благочестивая Марта». К началу 80-х уже вся страна знала, что Караченцов - не только многоплановый актер, но и весьма сильный вокалист. Неповторимый тембр с легкой хрипотцой стал его визитной карточкой. Это позволяло ему как сниматься в музыкальных фильмах, так и принимать участие в музыкальных телепрограммах, делать студийные записи.
Одной из его главных творческих удач стала работа в еще одной рок-опере - «Юнона» и «Авось», премьера которой состоялась в «Ленкоме» в 1983 году. С тех пор и до той страшной автокатастрофы Караченцов регулярно выходил на сцену в роли графа Резанова. За это время сменилось несколько исполнительниц главной женской роли, но позиции Караченцова были столь незыблемы, что даже после аварии играть графа Резанова долго не решался никто и от Дмитрия Певцова, который все же решился, потребовалось немало мужества.
В 90-е годы, в отличие от многих своих коллег, Караченцов продолжал оставаться востребованным не только в театре, но и в кино. Последовали роли в телесериалах «Петербургские тайны» и «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского». Человек энергичный и с сильным характером, Караченцов всегда максимально загружал себя работой. В одном из интервью он сказал: «Мужчина не имеет права соединять слова "я" и "устал". Он может один раз в жизни сказать: “Нет больше сил!" - и умереть». Вот и в своей новой жизни он не устает, изо всех сил борется за восстановление своих кондиций - не только ходит, плавает, но даже играет в теннис. В 2014 году он впервые после аварии снялся в кино - в маленькой роли в фильме «Белые Росы. Возвращение».
Все эти большие и маленькие, такие нужные успехи были бы невозможны без участия его жены, Людмилы Алексеевны Поргиной, от и до окружившей его своей любовью и заботой. Помогает и зрительская любовь, ставшая для него откровением в тяжелый период. Актер с уверенностью говорит: «Я все преодолею. Я выдюжу, потому что меня столько людей любят!»
20.10.2014
Сыгранные роли: |
Оценка фильма
|
2014 г.
|
Белые Росы. Возвращение
|
|
2005 г.
|
Летучая мышь
граф Орловский
|
|
2004 г.
|
Если завтра в поход...
полковник Думка
|
|
2004 г.
|
32 декабря
дворник
|
|
2004 г.
|
Тайна "Волчьей пасти"
полковник Думка
|
|
2004 г.
|
Па
Глеб
|
|
2003 г.
|
Тартарен из Тараскона
граф Безансон
|
|
2003 г.
|
Колхоз Интертейнмент
Александр Иванович Карпов, председатель колхоза
|
|
2003 г.
|
Фото
Лев Зудин
|
|
2001 г.
|
Тайны дворцовых переворотов
Петр I
|
|
2001 г.
|
Львиная доля
Ежик
|
|
2000 г.
|
Завещание императора
Петр I
|
|
1998 г.
|
Цирк сгорел, и клоуны разбежались
Николай Николаевич Худокормов
|
|
1994 г.
|
Простодушный
гвардеец Франсуа-Мари
|
|
1993 г.
|
Танго на Дворцовой площади
Сергей Петрович
|
|
1992 г.
|
Убийство в Саншайн-Менор
Гарольд Спарроу
|
|
1992 г.
|
Удачи вам, господа!
Владимир, майор
|
|
1991 г.
|
Дура
Камиль Севинье, следователь
|
|
1991 г.
|
Женщина для всех
Николай
|
|
1991 г.
|
Чокнутые
поручик Родион Кирюхин
|
|
1991 г.
|
И черт с нами!
артист, гость фестиваля
|
|
1990 г.
|
Подземелье ведьм
Жан Лемот
|
|
1990 г.
|
Ловушка для одинокого мужчины
Даниэль Корбан
|
|
1989 г.
|
Две стрелы
Человек боя
|
|
1989 г.
|
Криминальный квартет
Марат Муханов, майор милиции
|
|
1989 г.
|
Один для всех
|
|
1989 г.
|
Светлая личность
Егор Карлович Филюрин
|
|
1988 г.
|
Раз, два - горе не беда!
король Жан-Жан Заморский
|
|
1988 г.
|
Мисс миллионерша
Геннадий Васильевич Коваль, журналист
|
|
1988 г.
|
Дежа вю
Рыжак, Япончик
|
|
1987 г.
|
Среда обитания
Барабанщиков
|
|
1987 г.
|
Моонзунд
Александр Карлович фон Кнюпфер
|
|
1987 г.
|
Один за всех
|
|
1987 г.
|
Человек с бульвара Капуцинов
Билли Кинг
|
|
1986 г.
|
Очная ставка
Павел
|
|
1986 г.
|
Кто войдет в последний вагон?
Анисимов
|
|
1986 г.
|
Нужные люди
концертмейстер-певец
|
|
1985 г.
|
Контракт века
Николай Петрович Гусев, специалист-химик
|
|
1985 г.
|
Как стать счастливым
Гоша, фотокорреспондент
|
|
1984 г.
|
Прежде, чем расстаться
Роберт Хэлмен, сын американского летчика
|
|
1984 г.
|
Восемь дней надежды
Русанов, парторг
|
|
1984 г.
|
Маленькое одолжение
Валентин Озерников
|
|
1983 г.
|
Детский сад
Шпиль
|
|
1983 г.
|
Долгая дорога к себе
Александр
|
|
1983 г.
|
Белые Росы
Вася Ходас, младший сын
|
|
1982 г.
|
Ослиная шкура
разбойник Бурабо
|
|
1982 г.
|
Пространство для маневра
Алик
|
|
1982 г.
|
Трест, который лопнул
Джефферсон Питерс
|
|
1982 г.
|
Дом, который построил Свифт
Флим, лилипут
|
|
1980 г.
|
Дамы приглашают кавалеров
Валентин
|
|
1980 г.
|
Благочестивая Марта
Пастрана
|
|
1979 г.
|
Соловей
"заграничный" мастер Бруно Бартолетти
|
|
1979 г.
|
Приключения Электроника
Урри
|
|
1978 г.
|
Ошибки юности
Гена
|
|
1978 г.
|
Пока безумствует мечта
Юрий Отверткин
|
|
1978 г.
|
Короли и капуста
Дикки Мелони
|
|
1978 г.
|
Ярославна, королева Франции
Злат, русский воин
|
|
1977 г.
|
Собака на сене
маркиз Рикардо
|
|
1977 г.
|
Миг удачи
журналист Федоров
|
|
1976 г.
|
Длинное, длинное дело...
Кирилл Строганов
|
|
1975 г.
|
Старший сын
Владимир Бусыгин
|
|
1974 г.
|
Одиножды один
Анатолий Перфилов
|
|
1968 г.
|
...И снова май!
Иван Шульга
|
|