Клара Лучко
Биография:
Клара Степановна Лучко. Народная артистка СССР, лауреат Сталинской и Государственной премий СССР, кавалер орденов «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени, обладательница титула «Женщина тысячелетия в кинематографе», присвоенного ей в 2000 году Кембриджским университетом. А на родине ее прозвали «трижды казачкой» – потому что играла казачку в «Кубанских казаках» (соответственно, кубанскую), в «Цыгане» – донскую казачку, а сама происходила из запорожских казаков. Лучко с детства любила кино, а актрису Тамару Макарову просто обожала и старалась ей во всем подражать. Как-то ее спросили, кем она хочет быть, когда вырастет. «Актрисой», – ответила Клара. «Ну, а если не получится?» «Актрисой», – подумав, повторила она.
В 17 лет она, прочитав в газете, что во ВГИКе набирает курс Сергей Герасимов, с неохотного согласия родителей отправилась туда поступать. Хватило одной попытки. Свою первую заметную роль в кино она сыграла в 1948 году: в картине «Молодая гвардия» Герасимов снял, наверное, всех своих студентов. Лучко втайне надеялась, что роль Ульяны Громовой достанется именно ей, и была разочарована, узнав, что ей предстоит сыграть тетушку Марину. Два других фильма с ее участием получились откровенно неудачными, и она всердцах уже думала, что больше ни в жизнь не согласится сниматься в кино. И тут последовало приглашение на пробы от режиссера Ивана Пырьева.
Лучко была почти уверена, что кроме массовки ей в картине «Кубанские казаки» ничего не светит, и собиралась отказаться от съемок. Тем не менее на пробы явилась: проигнорировать приглашение было нельзя. О том, что ее утвердили на роль Даши Шелест, узнала от другого великого режиссера – Довженко. Тот, помимо прочего, посоветовал ей быть всегда такой, какой она была на этих пробах, чтобы быть востребованной в кино. Судя по дальнейшим успехам Лучко, она этим советом воспользовалась.
«Кубанские казаки» в одночасье сделали ее знаменитой. Пошел нескончаемый поток писем с предложениями руки и сердца. Между тем, высшие партийные чины критиковали картину за «лакировку действительности» (бывало, оказывается, и такое!). Сама Лучко всегда относилась к «Кубанским казакам» много проще, считая этот фильм обычным мюзиклом.
Важная веха в ее кинокарьере – лента «Двенадцатая ночь» режиссера Яна Фрида. Здесь она сыграла фактически три роли - Виолы, Себастьяна и Виолы, выдающей себя за Цезарио. Отправляясь с этим фильмом на Шекспировский фестиваль в Эдинбург, Лучко сильно волновалась: ведь до нее Виолу играла знаменитая Вивьен Ли. Однако западные кинематографисты и шекспироведы дружно пришли в восторг как от фильма в целом, так и от игры Лучко в частности.
Еще одна крупная работа Лучко – роль Клавдии в фильмах «Цыган» и «Возвращение Будулая». Женщину, которой по сценарию около сорока лет, Лучко играла, будучи уже в предпенсионном, а потом и в пенсионном возрасте. Но выглядела она настолько моложаво, что с Клавдией режиссер Александр Бланк определился сразу. А вот чтобы найти Будулая пришлось помучиться. На молдавского актера Михая Волонтира внимание режиссера обратила именно Лучко. Популярность «Цыгана» была настолько велика, что дело дошло до съемок сиквела, а это в СССР было редкостью.
А Лучко выглядела замечательно до конца своих дней. Поэтому когда сообщили о ее кончине, подумалось: как же, мол, так? – буквально вчера на ТВ было ее свежее интервью...
Сыгранные роли: |
Оценка фильма
|
2006 г.
|
Парк советского периода
Клара Лучко
|
|
2002 г.
|
Солнечный удар
Клара Миллер
|
|
1992 г.
|
Глаза
врач
|
|
1988 г.
|
Однажды в декабре
Оксана Григорьевна
|
|
1987 г.
|
Про любовь, дружбу и судьбу
тетя Даша
|
|
1987 г.
|
Ваш специальный корреспондент
Марианна Сергеевна Дрэган
|
|
1985 г.
|
Непохожая
Юлия Миайловна
|
|
1985 г.
|
Жил отважный капитан
Агния
|
|
1985 г.
|
Возвращение Будулая
Клавдия Петровна
|
|
1985 г.
|
Тетя Маруся
тетя Маруся
|
|
1984 г.
|
Прежде, чем расстаться
Антонина, буфетчица
|
|
1983 г.
|
Тревожное воскресенье
Анна Степановна Головина, мэр города
|
|
1982 г.
|
Профессия - следователь
Валентина Семеновна
|
|
1981 г.
|
Мы, нижеподписавшиеся
Виолетта Матвеевна Нуйкина, член комиссии
|
|
1981 г.
|
Карнавал
Жозефина Викторовна, новая жена Соломатина
|
|
1981 г.
|
Бедная Маша
Ольга Павловна, мама Маши
|
|
1980 г.
|
Кодовое название "Южный гром"
военврач Мария
|
|
1980 г.
|
Ларец Марии Медичи
Мадлен Локар
|
|
1979 г.
|
С любимыми не расставайтесь
мать Ларисы Кирилашвили
|
|
1979 г.
|
Цыган
Клавдия Пухлякова
|
|
1973 г.
|
Где это видано, где это слыхано
мама Дениски
|
|
1973 г.
|
Дача
Ксения
|
|
1973 г.
|
Подзорная труба
мама Дениски
|
|
1971 г.
|
Иду к тебе
Ольга Кобылянская
|
|
1970 г.
|
Ференц Лист
Мари д'Агу
|
|
1970 г.
|
Опекун
Люба, официантка в кафе
|
|
1970 г.
|
Море в огне
Сарина
|
|
1969 г.
|
Похищение
|
|
1966 г.
|
Дядюшкин сон
Анна Николаевна Антипова
|
|
1966 г.
|
Чужое имя
Ольга
|
|
1966 г.
|
Год как жизнь
Эмма Герверг
|
|
1965 г.
|
Заблудший
Аня, вторая жена Евсея
|
|
1964 г.
|
Государственный преступник
Нина Павловна Семенова, военфельдшер
|
|
1962 г.
|
На семи ветрах
Наталья Михайловна Гусева, военный хирург
|
|
1959 г.
|
Снежная сказка
Черная Душа
|
|
1959 г.
|
В твоих руках жизнь
Настя
|
|
1958 г.
|
Красные листья
Ядвига
|
|
1957 г.
|
Рядом с нами
Антонина Ивановна Ковригина, возлюбленная Яши
|
|
1955 г.
|
Двенадцатая ночь
Виола; Себастьян
|
|
1954 г.
|
Большая семья
Лида Журбина, жена Виктора
|
|
1953 г.
|
Вихри враждебные
Дагмара
|
|
1953 г.
|
Возвращение Василия Бортникова
Наталья Дубко
|
|
1950 г.
|
Донецкие шахтеры
Лида Недоля
|
|
1949 г.
|
Кубанские казаки
Даша Шелест
|
|
1948 г.
|
Молодая гвардия
тетушка Марина
|
|
1948 г.
|
Три встречи
|
|