Жан-Луи Трентиньян
(Jean-Louis Trintignant)
Биография:
Жан-Луи Трентиньян родился в семье владельца небольшой кондитерской фабрики. В детстве он был очень застенчив, но мечтал стать знаменитым автогонщиком, каким был его дядя. В 12 лет увлекся поэзией – полюбил Жака Превера, Гийома Аполлинера, Луи Арагона. Был ему весьма симпатичен и театр, но родители настояли, чтобы он пошел в юриспруденцию. Однако, будучи студентом университета в городе Экс-ан-Провансе, он попал в театр на спектакль «Скупой» в постановке Шарля Дюллена. Этот вечер буквально перевернул жизнь Трентиньяна с ног на голову: с юриспруденцией было покончено...
Он уехал в Париж и поступил на актерские курсы Шарля Дюллена и Тани Балашовой (Балашова – актриса и педагог русского происхождения, воспитавшая многих выдающихся деятелей французского театра и кино), через два года состоялся его дебют на театральной сцене. Актерских курсов ему показалось мало, и он стал учиться на режиссера в институте кинематографии (хотя это умение ему пригодилось аж спустя двадцать лет).
Кинокарьера Трентиньяна по сути началась со скандально известного фильма «И Бог... создал женщину», правда, скандальность картины была связана вовсе не Трентиньяном, а с Брижит Бардо. После съемок Бардо развелась с режиссером этого фильма Роже Вадимом и ушла к Трентиньяну, но того вскоре призвали в армию и отправили в Алжир. Бардо была не из тех, кто способен ждать любимого человека два с половиной года, впрочем за это время о нем успела забыть не только она, но и зрители, и коллеги-кинематографисты. По возвращении на родину Трентиньяну пришлось заново завоевывать авторитет и популярность. Одной из важнейших вех на этом пути стало исполнение им роли Гамлета в театре «Студио» на Елисейских Полях.
Судьбоносным стало знакомство с Надин Маркан, работавшей в кино ассистентом режиссера. Вначале сложился их супружеский союз, а позже, когда она стала самостоятельно снимать фильмы, возник и творческий альянс: в большинстве ее картин одна из главных ролей обязательно исполнялась ее мужем. Тем не менее на вершину популярности Трентиньяна вознесла работа в фильме другого режиссера – знаменитого Клода Лелюша. Речь идет о картине «Мужчина и женщина», давно ставшей классикой. На момент начала съемок не было даже готового сценария, и актерам постоянно приходилось импровизировать, а Трентиньян даже превратил своего героя из врача в автогонщика. Детские мечты с течением временем никуда не исчезли. Более того, Трентиньян смог реализовать их и в жизни, поучаствовав в многочисленных авторалли.
После «Мужчины и женщины» его стали звать на съемки все, кому не лень. Трентиньян отказывал Копполе (!), Спилбергу (!!) – лишь потому, что драматургический материал ему представлялся чуждым. К слову, Трентиньян вообще никогда не снимался в Голливуде (оказывается, для мирового признания это вовсе не обязательно!). Его и в Европе «неплохо кормили» такие режиссеры, как Коста-Гаврас и Бернардо Бертолуччи, Этторе Скола и Ален Роб-Грийе, Франсуа Трюффо и Кшиштоф Кесьлевский. Любимой партнершей по съемочной площадке он называл свою дочь Мари. Она снималась вместе с ним с самого детства и стала профессиональной актрисой. В 2003 году нелепая трагедия оборвала ее жизнь. Спустя два года в память о погибшей дочери Трентиньян представил публике спектакль «Жан-Луи Трентиньян читает Аполлинера», который они с Мари готовили вместе.
В конце ХХ века он объявил, что уходит из кино, уехал в провинцию и занялся изготовлением вина. Однако кинорежиссеры его не забывают и периодически зовут сниматься. И он периодически соглашается...