Луи де Фюнес
(Louis de Funes)
Биография:
Луи де Фюнес - один из ярчайших комиков мирового кино. Отечественному зрителю давно и хорошо известны его работы в фильмах «Фантомас», «Жандарм из Сен-Тропе», «Разиня», «Большая прогулка», «Оскар», «Замороженный» и многих других. Его популярность на родине до сих пор на порядок выше, чем у еще одного выдающегося французского комика, Пьера Ришара. При этом сам де Фюнес довольно скромно оценивал свои успехи в кино: «Я самый обыкновенный человек, такой же, как все, и мне повезло в жизни не больше и не меньше, чем другим. Просто когда мне улыбнулась удача, я сумел поймать ее и удержать».
А ждать этой удачи пришлось ой как долго! Де Фюнесу было уже хорошенько за сорок, когда вдруг его кинокарьера резко пошла по восходящей. Отправной точкой этого взлета стала главная роль в фильме «Не пойман - не вор», снятой режиссером Ивом Робером в 1958 году. После выхода этой картины популярность актера резко начала расти как в Европе, так и за океаном, где за уникальную мимику его быстро окрестили Дональдом Даком. В 1960-е годы де Фюнес уже играл в кино три-четыре роли в год, а фильмы с его работами собирали многомиллионные аудитории по всему миру, и уже трудно было представить, что каких-то десять лет назад ему в кино доверяли не более чем сыграть эпизод. Этих эпизодов у него к 1958 году набралось около 100 штук!
Между прочим, по крови де Фюнес - вовсе не француз, а испанец с португальским вкраплением, его полное имя - Луис Жермен Давид де Фюнес де Галарса. Его родители переехали в 1904 году во Францию из Севильи из-за того, что родственники были против их союза. Отец - серьезный человек, юрист, у мамы дворянские корни. Сын же с самого начала был форменная егоза. В школе проявил полное отсутствие способностей к точным наукам, зато обнаружил большой талант к гримасничанью и передразниванию. Ему давались легко иностранные языки, также он с удовольствием учился игре на фортепиано, рисовал. Окончив школу, пытался найти себе применение во многих профессиях: работал скорняком, бухгалтером, чистильщиком обуви, продавцом, посыльным, но его отовсюду выгоняли за взбалмошность и непокорный нрав. Позже де Фюнес стал выступать в парижских клубах как тапер. Публика умирала со смеху, глядя на то, как он гримасничает во время игры.
Принять участие в военных действиях Второй мировой де Фюнесу не довелось: в армию его не взяли из-за чересчур мелких габаритов - рост 164 см при весе 55 кг. Он лишь выступал в военном лагере, где развлекал солдат исполнением популярных песенок под аккомпанемент фортепиано. В 1936 году женился первый раз - в этом браке у него родился сын Даниэль - через шесть лет развелся и встретил свою будущую вторую жену. Это была Жанна Августина де Бартелеми де Мопассан, внучатая племянница знаменитого писателя Ги де Мопассана. Они прожили в браке 40 лет и вырастили двоих сыновей - Патрика и Оливье.
В 1941 году де Фюнес начал посещать театральные курсы Рене Симона, но столкнулся там с неожиданной проблемой: режиссеры то и дело заставляли его играть романтических героев, к чему он совершенно не был готов. Курсы де Фюнес бросил и продолжил работать тапером, играя крошечные роли в театрах и периодически выступая в ночных клубах. Его выступления заставляли людей падать со смеху в прямом смысле, доводили их до икоты, а один человек как-то раз дохохотался до сердечного приступа и чуть не умер...
В 1945 году, наконец, состоялся дебют де Фюнеса в кино. В фильме «Барбизонское искушение» текст его роли состоял лишь из одной фразы. Далее последовало огромное количество столь же мелких ролей. Режиссеры не видели в нем большого актера. Партнеры по съемочной площадке то жаловались, что он переигрывает, то упрекали в невыразительности. Более или менее значительная роль ему досталась в 1954 году в фильме «Папа, мама, служанка и я». Его, наконец, заметили зрители и режиссеры, в том числе и Ив Робер, который спустя четыре года впервые дал ему главную роль.
Тем временем запас жизнерадостности у де Фюнеса начал медленно, но верно таять. Расходовать его приходилось только на съемочной площадке, а вне ее он все чаще стал бывать задумчивым, раздражительным. Впоследствии Патрик и Оливье в полной мере ощутили на себе результат этого процесса. Оливье, снявшегося вместе с ним в шести лентах, он как мог тащил в актеры, а когда тот начинал упорствовать, обрушивал на него весь свой гнев (в итоге Оливье все-таки стал пилотом гражданской авиации). Долго нуждавшийся в молодости, де Фюнес не отучился экономить каждый грош, даже когда стал получать огромные гонорары. Все двери в доме запирались на замки, и каждый вечер знаменитый комик перед сном делал обход, звеня связкой ключей и проверяя, все ли на месте.
В середине 1970-х у него один за другим случились два инфаркта. Ему перестали предлагать роли, боясь, что он может умереть прямо на съемочной площадке. Де Фюнес окончательно возненавидел весь мир и уединился в замке де Клермон на берегу реки, где выращивал розы и рыбачил. Впрочем, ему еще предстояло сыграть несколько ролей в кино, в том числе - в собственной режиссерской работе «Скупой». Работа, которую он считал лучшей в своей кинобиографии, не получила достойного отклика ни со стороны зрителей, ни со стороны критиков. В 1982 году вышел фильм «Жандарм и жандарметки», ставший для него последней работой в кино. На съемках скончался Жан Жиро, самый любимый режиссер де Фюнеса, после чего актер как-то обронил, что скоро последует за ним. Так и произошло: в январе 1983 года Луи де Фюнес скончался от сердечного приступа среди своих любимых роз.
2014-07-21 00:00:00.0
Режиссерские работы: |
Оценка фильма
|
1980-12-01 00:00:00.0 г.
|
Скупой |
|