Алан Рикман
(Alan Sidney Patrick Rickman)
Биография:
Однажды Алан Рикман снял фильм. В полуторачасовую картину вместилась целая жизнь. Первая любовь; школьники, которые не пошли в школу; новорожденные котята в коробке; отношения старой матери и взрослой дочери; присутствие холода, сопряженное с пронзительным желанием согреться гармонично и равноценно сосуществуют в кинематографическом мире Рикмана, который окрашен всего в три цвета: черный, белый и рыжевато-коричневый. «Зимний гость» – единственный фильм Алана Рикмана. Фильм-притча, фильм-исповедь, театральная постановка с минималистичными декорациями, зафиксированная на пленку.
Больше он ничего не снимал, зато много снимался сам. Его первая работа в кино случилась достаточно поздно – роли бандита Ганса Грубера в боевике «Крепкий орешек» предшествовал долгий и без преувеличения тернистый путь.
Алан был вторым из четверых детей в семье. Их отец умер, когда мальчику было восемь лет. В детстве Алан хорошо учился, чтобы мать могла им гордиться: с отличием окончил школу в Лондоне, поступил в Колледж искусств и дизайна в Челси. Вскоре появилась студия дизайна «Граффити», основанная Рикманом и пятерыми его друзьями. Так же скоро стало понятно, что заработать денег на дизайне не получится, и Алан, вспомнив свою давнюю страсть к актерскому искусству, реализовал ее с куда большим коммерческим успехом.
Впервые участие в театральной постановке он принял еще в школе. Вряд ли он помнит теперь, что это был за спектакль. Зато роль виконта де Вальмона в спектакле «Опасные связи» стала заметным событием не только в жизни актера, но и для блистательной бродвейской публики. Сразу после премьеры в гримерку Рикмана пришли продюсеры и предложили ему «ту самую роль». Рикману было уже за сорок. Выпускник Королевской театральной академии, он несколько лет подряд играл роли второго плана в небольших постановках.
Роль в «Крепком орешке» навсегда определила голливудское амплуа актера: отныне его самые известные образы в кино принадлежали неоднозначным мерзавцам с богатым внутренним миром. Жадный землевладелец из вестерна «Куигли в Австралии», Допрашивающий из «Страны в шкафу», шериф Ноттингемский из «Робин Гуд, принц воров», мрачный ангел Метатрон из «Догмы», и, конечно же, профессор зельеварения Северус Снейп из сказочной саги о Гарри Поттере – именно по этим ролям привыкли идентифицировать Рикмана любители кинематографа.
А были ведь и совершенно другие: например, эксцентричный художник Эд в забавном боевике «Январский человек», любящий муж-привидение в «Искренне, безумно, сильно» или благородный полковник в фильме по роману Джейн Остин «Разум и чувства» смотрятся ничуть не менее убедительно. Помимо драматических ролей, у Рикмана есть опыт и в «легких» жанрах: роли в комедиях «Реальная любовь», «Ужасно большое приключение» и «Автостопом по Галактике» вполне можно назвать удачными. А уж тщеславный химик из комедийного триллера «Сын нобелевского лауреата» вообще выше всяких похвал.
И все-таки, «мерзавцы» Рикмана невероятно хороши. Интереснее всего, когда его игра происходит на стыке «хороший-плохой», когда по всем признакам законченный злодей вдруг оказывается положительным персонажем, а самый что ни на есть положительный герой обнаруживает червоточину.
К первой категории таких ролей можно отнести работу в фестивальной, но от этого не менее интересной драме «Снежный пирог», где Рикман играет человека по имени Алекс Хьюз. Уже привычные для актера зимние декорации и уставший от жизни герой с тяжелым взглядом становятся отправной точкой для раскрытия глубокого драматического образа. В «Снежном пироге» мы видим Рикмана такого, каким он мог бы быть в реальной жизни: уже не слишком молодого человека, который несмотря на свой солидный возраст не разучился играть в детские игры и по-настоящему громко смеяться. И все же здесь не обошлось без традиционной для Рикмана подоплеки: Алекс Хьюз далеко не так безобиден, как кажется на первый взгляд.
Совсем другой образ создает Рикман, когда исполняет роль Распутина в одноименном фильме Ули Эделя. «Распутина» нельзя заподозрить в абсолютной исторической достоверности, однако это не помешало актеру получить за него «Золотой глобус». Игра Рикмана в этом фильме действительно поражает: удивительно, насколько правдоподобно сдержанный англичанин смог изобразить юродивого пьяницу.
Если задаться подсчетами, то окажется, что Рикман сыграл порядка 60 ролей. Несмотря на солидный возраст, его популярность не угасает. Рикман покоряет зрителей внешностью, манерой держаться, голосом – «совершенно неподражаемым», «бархатным», «медовым» и проч. Завидная эпиклеса Mister Voice была получена им едва ли не раньше роли Гласа Господня в «Догме». Все знают, что это преимущество – следствие врожденного дефекта нижней челюсти, но это никого не смущает. Это даже делает Рикману честь – ведь необходимо обладать завидной мужеством, чтобы сделать из недостатка достоинство.
Мужественный, загадочный, солидный – Рикман на публике именно такой, каким его хотят видеть. Таков ли он на самом деле? На кого из своих героев больше всего похож? Вероятно, ответы на эти вопросы мы никогда не узнаем.
2011-11-10 00:00:00.0