Пол Ньюмен
(Paul Newman)
Биография:
Корни Пола Ньюмена находятся в Восточной Европе: мама – словачка, родители отца – еврейские иммигранты из Польши и Венгрии. У отца был магазин спортивных товаров. Юный Пол поначалу мечтал стать спортсменом, но в колледже, после службы в армии, тяга к актерскому ремеслу стала перевешивать. Он с успехом пробовал себя в студенческом театре и однажды решил попытать счастья на профессиональной сцене. И здесь сложилось удачно – в театре Вудстока за год он сыграл 16 ролей. Тогда же он познакомился со своей первой женой, впоследствии подарившей ему троих детей.
После смерти отца Ньюмену пришлось оторваться от любимой профессии и поддерживать отцовский бизнес. Промучившись год, он распродал имущество и всерьез занялся профессиональным самосовершенствованием. Он учился в Йельской драматической студии, потом приехал в Нью-Йорк, где поступил в школу актерского мастерства, организованную режиссерами Ли Страсбергом и Элиа Казаном. Позже Ньюмен признавался, что до приезда в Нью-Йорк и понятия не имел о том, что такое актерская игра. Что неудивительно: о высоком уровне школы Страсберга и Казана свидетельствуют имена ее выпускников – Марлон Брандо, Род Стайгер, Джейн Фонда, Аль Пачино, Роберт Де Ниро и многие другие.
Пошла в гору его театральная карьера, а в 1954 году он сыграл свою первую крупную роль в кино. Правда, фильм «Серебряная чаша» был подвергнут жестокой критике, досталось и лично Ньюмену. Его упрекали в недостаточной эмоциональности, подражании Брандо, излишней красивости, прочили ему участь звезды, пользующейся лишь своими внешними данными.
В середине 1950-х погиб молодой актер Джеймс Дин, восходящая звезда американского кино. Предназначавшаяся ему роль в фильме Роберта Уайза «Кто-то там наверху любит меня» досталась Ньюмену. После выхода картины в свет его кинокарьера повернула в совсем другое русло: восторженные отзывы, премия «Золотой глобус». Посыпались многочисленные приглашения на съемки. Впоследствии Ньюмен вспоминал: »Меня приглашали в фильмы, которые явно обещали большой кассовый успех, костюмно-исторические, приключенческие, картины с насилием и сексом. Много раз мой менеджер уходил похныкать в ванную, потому что я отказывался от больших заработков...»
В 1968 году Ньюмен дебютировал в качестве режиссера. Его вторая (и последняя) жена, актриса Джоанн Вудворд сыграла в фильме «Рэйчел, Рэйчел» главную роль. Фильм получил множество премий, был номинирован на «Оскар» как лучший фильм, критики назвали Ньюмена режиссером года, а Вудворд – актрисой года. Через год Ньюмен сыграл одну из своих самых знаменитых ролей – в фильме «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид», который впоследствии был признан самым кассовым вестерном в истории кино. Его партнером на съемочной площадке стал Роберт Редфорд, вместе с которым они вскоре снялись в еще одном знаменитом фильме – в «Афере».
В течение нескольких лет Ньюмен неизменно находился в десятке самых успешных актеров США. Продолжал он и режиссерскую деятельность. Картина «Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки» была названа одним из лучших фильмов 1972 года, а Джоанн Вудворд за роль в ней получила премию Каннского кинофестиваля.
До 1986 года Ньюмен 6 раз номинировался на «Оскар» как лучший актер, но лауреатом не стал ни разу. Первая статуэтка была вручена ему за вклад в киноискусство. И лишь в следующем, 1987 году, он получил главную американскую награду за роль в фильме Мартина Скорсезе «Цвет денег». Позднее он еще дважды был номинирован на «Оскар» как лучший актер, в том числе за роль, сыгранную им в возрасте 77 лет в фильме «Проклятый путь».