Франсуа Трюффо
(Francois Truffaut)
Биография:
«Я делаю фильмы, которые бы я с удовольствием посмотрел, когда был молодым», – любил говорить Франсуа Трюффо. Очень трудно представить, что существует такой фильм, который Трюффо не посмотрел в юности. Игнорируемый дома и непонятый в школе, он находил мир и успокоение в темноте кинотеатров и, будучи еще подростком, принимал активное участие в организации киноклубов.
Его энтузиазм привлек к себе внимание влиятельного кинокритика Андре Базена, и тот пригласил его в штат сотрудников журнала Cahiers du Cinema («Кинематографические тетради»), ставшего колыбелью «новой волны», трибуной молодых ценителей, которые протестовали против дешевой развлекательности, сюжетной предсказуемости, поверхностной игры актеров и творческой импотенции «папиного кино».
Трюффо быстро приобрел репутацию самого яростного из молодых критиков. Помимо работы в журнале Трюффо пишет ряд сценариев, один из которых лег в основу манифеста «новой волны» – фильма его соратника и единомышленника Ж.-Л. Годара «На последнем дыхании». Дебютом Трюффо в полнометражном кино стала получившая международное признание картина «400 ударов», которая является в некотором роде автобиографической и рассказывает о юном бунтаре Антуане Дуанеле (роль исполнена ровесником персонажа Жаном-Пьером Лео), непонятом и трудном ребенке, каким был и сам Трюффо. Позже Трюффо возвращался к своему герою, продолжая приключения Антуана в юности и взрослой жизни в фильмах «Любовь в двадцать лет», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг» и «Сбежавшая любовь». Причем эту роль продолжал играть повзрослевший Лео, который стал значительной личностью для французского нового кино.
Создавая и развивая свой собственный стиль, Трюффо испытывал сильное влияние двух великих мастеров – Ренуара и Хичкока. Страстный, романтичный гуманист, как и Ренуар, Трюффо был также преданным поклонником мастерства Хичкока, которому он отдал дань уважения несколькими собственными триллерами – «Стреляйте в пианиста», «Невеста была в черном», «Сирена Миссисипи».
Трюффо не был сторонником чрезмерности в кино, прикрывающей, по его мнению, недостаток таланта. «В твоих фильмах нет ни начала, ни конца, ни середины, – говорил он Годару. – Это набор интуитивных ощущений. Я же хочу снимать нормальные фильмы, понятные и профессору, и домохозяйке. Я люблю кинематограф за его прозаизм…» В картине «Жюль и Джим», называемой многими одним из лучших фильмов всех времен и народов, вы не обнаружите ни одного «поэтического момента», но весь фильм, в каждом черно-белом кадре которого живет красота, – нескончаемая поэма.
Когда Трюффо спрашивали, что для него в жизни является первостепенным, он неизменно отвечал – кино. Он поделился своей любовью к кино со зрителями, сняв фильм о фильме «Американская ночь», в котором он сам появляется в роли режиссера, и который был удостоен премии «Оскар» как лучший зарубежный фильм.