Фильмов в базе 42875
Анонсов в базе 38333
Новых 0
 ТЕЛЕПРОГРАММА
 АНОНСЫ
Алексей  Баталов ()

Алексей Баталов

Биография:

Алексей Владимирович Баталов - один из мэтров отечественного кинематографа. Но несмотря на то, что вся его жизнь связана с кино, количество его экранных работ не слишком велико. Тридцать с лишним ролей, три режиссерские работы - вот и весь послужной список. В вопросе выбора ролей Баталов всегда был крайне прихотлив. Ему мало, чтобы проект был стоящим, а роль интересной: «Я могу работать только с очень близкими людьми. <...> Я не тот наемный актер, который готов играть в любой команде. Для меня принять участие в картине - это как в разведку или в море выйти: с кем попало не пойдешь». С разговорами о съемках в рекламе к Баталову подходить бесполезно: никакие заоблачные гонорары его не интересуют. На съемочной площадке одного из документальных фильмов он однажды прокричал в телефон кому-то из близких: «Да, я все еще снимаюсь. Какие деньги? Это нужно ВГИКу, если бы мне платили, я послал бы всех к черту еще час назад!»
Быть воспитанным иначе Баталов просто не мог. Среди его ближайших родственников - добрый десяток актеров МХАТа, в том числе и родители Владимир Баталов и Нина Ольшевская, и многочисленные дяди и тети, из которых наиболее известны Николай Баталов и Ольга Андровская. Алексею было три года, когда его отчимом стал писатель-сатирик Виктор Ардов. В доме часто гостили Михаил Булгаков, Михаил Зощенко, Борис Пастернак и многие другие выдающиеся представители отечественной культуры. Этажом выше жил Осип Мандельштам. Из Ленинграда приезжала и подолгу жила в доме Ардова и Ольшевской Анна Ахматова. Общение с ней стало для Баталова одним из самых ярких впечатлений детства, юности, а возможно, и всей жизни.
На сцене Баталов впервые оказался в пятнадцать лет. С матерью и двумя братьями (Ардов ушел на фронт добровольцем) они находились в эвакуации. Ольшевская играла в разных театрах. «А я декорации таскал, пока мне не доверили «кушать подано». Но там, в тылу, были госпитали, где артисты выступали перед ранеными. И вот стоишь перед ними, что-то рассказываешь, а на тебя из-под бинтов глаза смотрят. Я понимал, что эти ребята, у которых рук-ног не было, а иногда и половины лица, и есть те люди, которые защитили тебя».
Вскоре после возвращения в Москву Баталов впервые снялся в кино. В фильме «Зоя» о Зое Космодемьянской снимался весь его школьный класс. «Я должен был какую-то фразу произнести. Помню, руки-ноги мои окаменели, голос исчез, выражение лица (я чувствовал) стало абсолютно идиотским. Может именно поэтому после «Зои» я много лет был негоден для кино?»
Впрочем, в то время Баталов связывал свое будущее, скорее, с театром. В 1950 году он окончил Школу-студию и был зачислен в труппу МХАТа. Но со временем стало ясно, что театр радужных перспектив не сулит. «Я во МХАТе вообще на побегушках был, я ничего сыграть и не успел. Ушел из театра на самом интересном месте - когда предложили ввестись в «Трех сестер» на роль Тузенбаха. <...> Во МХАТе даже ведущие артисты годами сидели без ролей. Для себя я такого не хотел, поэтому был абсолютно счастлив, когда позвали в кино».
«Позвали в кино» - под этим подразумевается предложение режиссера Иосифа Хейфица переехать в Ленинград и устроиться на «Ленфильм». Многие отговаривали Баталова: МХАТ, московская прописка - кто от такого отказывается? Между тем родственники-мхатовцы единогласно поддержали отъезд. «В Ленинграде у меня началась очень счастливая жизнь. Я состоял в штате «Ленфильма», снимался, учился на режиссера. Там я встретил самых лучших своих друзей». С особой благодарностью Баталов говорит о Хейфице: «Он сделал из меня актера, как папа Карло - Буратино».
Полноценным дебютом в кино Баталова стала его работа в фильме Хейфица «Большая семья». Много лет спустя режиссер Владимир Меньшов скажет: «Уникальность Баталова в том, что в нем гармонично сочетаются и аристократ, и простой парень». В «Большой семье» аристократ и интеллигент Баталов абсолютно органично выглядел в образе простого парня. Его сотрудничество с Хейфицем продолжилось в фильмах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой».
Роль Баталова в фильме «Летят журавли» не была слишком большой. Тем не менее его герой как бы незримо присутствует в кадре на протяжении всего фильма. Именно с ним, одновременно простым и интеллигентным, невольно сравниваешь других героев фильма. Поэтому от работы Баталова в этой картине зависело очень многое. В том, что фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, заслуга Баталова, несомненно, велика.
Столь же несомненна его заслуга в успехе фильма - лауреата «Оскара» «Москва слезам не верит». Между тем Владимир Меньшов долго не мог найти исполнителя роли Гоши, а когда остановил свой выбор на Баталове, тот поначалу отказался. «Одинокие советские женщины не рассмотрели моего героя как следует, - считает артист. - Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется...»
В 1975 году Баталов начал преподавать во ВГИКе актерское мастерство. Времени на съемки практически не осталось. Но он и не расстраивался: «Никогда не комплексовал по поводу упущенных ролей, неиспользованных возможностей. Делал то, что мне нравится, никуда не торопился. Мое самочувствие складывалось из более личностных компонентов, нежели профессиональная востребованность. Я просто Баталов».2013-11-08 00:00:00.0

Режиссерские работы:

Оценка фильма
1972-08-01 00:00:00.0 г. Игрок
1966-04-01 00:00:00.0 г. Три толстяка
1959-09-01 00:00:00.0 г. Шинель

Сыгранные роли:

Оценка фильма
2006-12-01 00:00:00.0 г. Карнавальная ночь - 2, или 50 лет спустя
камео
1990-10-01 00:00:00.0 г. Похороны Сталина
отец Жени
1986-07-01 00:00:00.0 г. Досье человека в "Мерседесе"
Сергей Владимирович Григорьев, сотрудник КГБ
1986-07-01 00:00:00.0 г. Зонтик для новобрачных
Дмитрий Павлович Красков, врач-нарколог
1984-07-01 00:00:00.0 г. Время отдыха с субботы до понедельника
Павел
1983-12-01 00:00:00.0 г. Скорость
Игорь Владимирович Лагутин
1979-06-01 00:00:00.0 г. Москва слезам не верит
Гоша
1978-07-01 00:00:00.0 г. Поздняя встреча
Сергей Иванович Гущин
1975-09-01 00:00:00.0 г. Рикки-Тикки-Тави
Роберт Лоусон
1975-07-01 00:00:00.0 г. Звезда пленительного счастья
Сергей Петрович Трубецкой
1974-02-01 00:00:00.0 г. Чисто английское убийство
доктор Ботвинк
1973-07-01 00:00:00.0 г. Возврата нет
Алексей Владимирович Егоров
1970-07-01 00:00:00.0 г. Бег
Сергей Павлович Голубков, приват-доцент
1969-11-01 00:00:00.0 г. Внимание, черепаха!
дедушка Тани Самохиной
1968-07-01 00:00:00.0 г. Живой труп
Федор Протасов
1967-12-01 00:00:00.0 г. Седьмой спутник
комиссар
1966-06-01 00:00:00.0 г. В городе С.
Шергов
1966-04-01 00:00:00.0 г. Три толстяка
Тибул, канатоходец-революционер
1964-03-01 00:00:00.0 г. Свет далекой звезды
Петр Степанович Лукашев, секретарь горкома
1963-07-01 00:00:00.0 г. День счастья
Александр Николаевич Березкин, врач скорой помощи
1961-07-01 00:00:00.0 г. Девять дней одного года
Дмитрий Гусев, физик-атомщик
1960-07-01 00:00:00.0 г. Дама с собачкой
Дмитрий Дмитриевич Гуров
1958-07-01 00:00:00.0 г. Дорогой мой человек
Владимир Устименко, врач
1957-08-01 00:00:00.0 г. Летят журавли
Борис Бороздин
1955-11-01 00:00:00.0 г. Мать
Павел Власов
1955-08-01 00:00:00.0 г. Михайло Ломоносов
рыжий мужик
1955-02-01 00:00:00.0 г. Дело Румянцева
Саша Румянцев, шофер-дальнорейсовик
1954-06-01 00:00:00.0 г. Большая семья
Алексей Журбин
Программа передач | База анонсов