М. Найт Шьямалан
(Manoj Night Shyamalan)
Биография:
Про М. Найт Шьямалана говорят, что он довел жанр мистического триллера практически до совершенства. В современном кино нет другого режиссера, настолько же хорошо умеющего владеть зрительскими страхами. С момента появления сенсационного «Шестого чувства» в 1999 году попытки клонировать успех «современного Хичкока» предпринимались неоднократно. Но безуспешно.
Свой первый фильм Шьямалан снял еще в 1992 году. Фильм назывался «Молясь во гневе» и основывался на впечатлениях от его поездки в Индию. Затем последовала провалившаяся в прокате мелодрама «Пробуждение». Но в 1999 году после «Шестого чувства» фильмография Шьямалана как будто началась с чистого листа. «Шестое чувство» имело поистине сенсационный успех – при бюджете в 55 миллионов долларов фильм легко собрал около 280. Люди по нескольку раз пересматривали этот фильм, советовали его друзьям и знакомым, притом, что никакой рекламной шумихи перед его выходом не было и в помине. Простыми выразительными средствами, безо всякого использования дорогостоящих спецэффектов Шьямалан умудрился сделать потрясающе глубокий, эмоциональный, умный и действительно страшный фильм. Благодаря этому режиссер в одночасье превратился в одного из главных рассказчиков удивительных историй с секретом, приносящих зрителям неизбежный выдох финального изумления, а продюсерам – огромные кассовые сборы.
Однако, именно репутация человека, способного в последний момент опрокинуть повествование неожиданной развязкой, сыграла с Шьямаланом злую шутку. По его собственному заявлению, игра со зрителем в «угадайку» имеет и положительные, и отрицательные стороны. Если, например, зрители, которые полгода ждали фильм с подвохом, обнаружат, что в фильме никакого подвоха нет, на режиссера обрушится шквал отрицательных киноманских рецензий. И так уж получается, что самое успешное произведение одного автора всегда будет сравниваться с его последующими творениями, даже если между ними нет ничего общего.
Видимо, именно поэтому снятый через год по схожему принципу – неожиданной развязки – фильм «Неуязвимый» уступил в прокате «Шестому чувству». Отказавшись от предложений участвовать в написании сценария для четвертой части о приключениях Индианы Джонса и от постановки третьего фильма о Гарри Поттере, Шьямалан приступил к съемкам своего очередного фильма, и в 2002 году на экраны вышел мистико-психологический триллер «Знаки».
«Знаки» оказались не только самым прямолинейным, но и самым жутким фильмом Шьямалана. Это одна из немногих лент, которые сразу же увлекают за собой и уже не отпускают до самого конца. Масса интересных режиссерских находок и завуалированных (и не очень) цитат вроде главной скрипичной темы Джейсона Ньютона Хауарда, отсылающей к «Психо» Хичкока, или исключительно «стивенокинговского» кукурузного поля.
После выхода «Знаков» Шьямалан приобрел совсем уж культовый статус и на рекламных плакатах его следующего фильма «Таинственный лес» красовалась надпись «Четвертый фильм Шьямалана». Накануне премьеры «Таинственного леса» весь Интернет бурлил – фанаты всегда заранее стараются узнать подвох, таящийся в очередной картине Шьямалана. В итоге в Сети стали распространяться слухи относительно финала, а после информации о том, что режиссер и вся съемочная группа собрались вновь, чтобы снять новый финал, Шьямалан был обвинен в изощренном издевательстве над киноманами. На вопрос, что он сам думает по этому поводу, режиссер, чья скрытность стала неотъемлемой частью имиджа, рассмеялся: «Зачем разрабатывать рекламную кампанию, если есть Интернет?»
Следующие фильмы Шьямалана («Девушка из воды», «Явление») не имели особого успеха ни у зрителей, ни у критиков, несмотря на то, что являются весьма добротными работами. Последний на сегодняшний день фильм Шьямалана – «Повелитель стихий», экранизация популярного мультсериала «Аватар: последний маг воздуха».
2010-07-27 00:00:00.0
Сыгранные роли: |
Оценка фильма
|
2006-05-01 00:00:00.0 г.
|
Девушка из воды
Вик Ран
|
|