Алексей Герман
Биография:
В свое время великий Андрей Тарковский, перечисляя режиссеров-современников, которые ему интересны, назвал три имени: Иоселиани, Сокуров, Герман. И если по поводу Иоселиани у собравшихся вопросов не возникло, то двое других вызвали недоумение. До перестройки фильмы и Сокурова, и Германа были доступны очень узкому кругу людей, так как почти все лежали на полке без малейших шансов выйти к широкому зрителю. Исключение составляла лишь работа Германа «Двадцать дней без войны», все же вышедшая в 1977 году в ограниченный прокат с унизительной маркировкой «фильм III категории». Но даже для такого проката поэту и писателю Константину Симонову, по произведению которого снята картина, пришлось воевать не хуже, чем на передовой. Впрочем, за фильм бился не только Симонов...
Отец Алексея Германа, Юрий Павлович, - известный писатель, драматург, киносценарист. Именно его повесть «Операция «С Новым годом!» легла в основу первой самостоятельной режиссерской работы Германа, картины «Проверка на дорогах». Этот фильм был запрещен к показу в течение 15 лет, так как чиновники посчитали его «дегероизирующим народное сопротивление врагу во время Великой Отечественной войны»: одним из главных положительных героев в нем является раскаявшийся предатель, перешедший на сторону советских партизан. Лишь в середине 1980-х лента пошла в прокат, попала на кинофестивали, в том числе международные, получила немало премий. Примечательно, что Герману на момент съемок было немногим больше тридцати. Остается только удивляться, как он, находясь в столь молодом возрасте, сумел управиться с таким сложным актерским ансамблем. Ролан Быков, Олег Борисов, Майя Булгакова - о том, как непрост был характер у каждого из этих артистов, есть множество свидетельств.
Возвращаясь к его следующей работе, фильму «Двадцать дней без войны», нельзя не обратить внимание на то, в каких непривычных для зрителя образах здесь выступили исполнители главных ролей Людмила Гурченко и Юрий Никулин. Последний до этого ни разу не играл влюбленного человека и поначалу отказывался наотрез, но Герман вцепился в него мертвой хваткой, подключив к этому делу все того же Симонова. (К слову, ранее Симонова и самого пришлось убеждать в том, что Никулин лучше всех воплотит образ писателя Лопатина. Тут уже Герману помогал Георгий Товстоногов, под началом которого в ленинградском БДТ им. Горького режиссер делал свои первые шаги в профессии.) Сломив сопротивление Никулина, Герман и Симонов были вынуждены теперь отстаивать его кандидатуру перед чиновниками Госкино. Просматривая отснятый материал, те фыркали: «Это не советский писатель, а какой-то алкаш! Это порочит наши устои!» Услышав такие слова, Симонов пришел в ярость: «Это я придумал Лопатина, он из моей головы! Вы решайте, какой у вас будет Жданов. А мне оставьте Никулина. Не трогайте Германа, оставьте его в покое!»
Никулиным и Гурченко отнюдь не ограничивается число актеров, которых Герман заставил открыться с новой стороны. В его следующем фильме «Мой друг Иван Лапшин» единственную в своей карьере трагическую роль сыграл Андрей Миронов, непривычно серьезен Семен Фарада. В картине «Трудно быть богом», работу над которой Герман не успел закончить, главную роль, глубокую, философскую сыграл Леонид Ярмольник.
Фильмография Германа насчитывает всего пять самостоятельных режиссерских работ (а кроме того - две в качестве сорежиссера, около десяти сценариев и несколько небольших ролей). Знавшие его люди утверждали, что большего перфекциониста во всем мире не сыскать. «Герман поразил меня своей дотошностью. Такого въедливого режиссера ни до ни после я больше не встречал», - признавался Юрий Никулин. «Только подборка костюма заняла полдня. Он осматривал каждую складку, воротничок, сапоги, ремень, брюки… Ну, казалось бы, костюм Лопатина - военная форма. Взять военную форму моего размера, и все! Нет! Он заставил меня примерять более десяти гимнастерок, около двадцати шинелей». Мудрено ли, что с таким подходом работа над фильмом в иных случаях могла идти более десятка лет!..
Одним из таких фильмов стала драма «Хрусталев, машину!», вышедшая в 1998 году. Включенный в программу Каннского кинофестиваля, фильм поначалу вызвал у публики непонимание и отторжение, но впоследствии французские киноиздания, устроившие картине разнос на своих страницах, признали свою неправоту и принесли режиссеру извинения. Позже эту работу называли одним из великих фильмов десятилетия и включили ее в список «50 лучших фильмов за 50 лет». Тем временем в России фильм был оценен по достоинству сразу, получив премию «Ника» во многих номинациях, а также приз Гильдии киноведов и кинокритиков.
Сын режиссера, также Алексей, пошел по отцовским стопам и достойно продолжает его дело. Из фильмов Германа-младшего наиболее известны «Последний поезд», «Гарпастум», «Бумажный солдат».
2013-07-05 00:00:00.0