Питер Гринуэй
(Peter Greenaway)
Биография:
Творчество знаменитого британского режиссера Питера Гринуэя понятно и симпатично далеко не каждому зрителю. Гринуэй - новатор, экспериментатор, авангардист, философ и не очень-то заботится о зрительском интересе. При этом его картины отнюдь не убыточны. Ситуация, когда творец работает без оглядки на успех и при этом умудряется держаться на плаву в финансовом плане, встречается довольно редко. «Большинство продюсеров - очень глупые люди», - утверждает Гринуэй, а на вопрос о собственном продюсере отвечает: «Знаете, у нас с ним исключительные отношения. Можно даже сказать, что он мой покровитель. Он находит деньги и заботится обо всех юридических тонкостях. Все, что остается мне: делать идею забавной, писать сценарии и снимать фильмы. В этом мне с ним повезло. Я очень удачливый человек».
Детские годы Гринуэя никак не предвещали его кинематографической карьеры. Он в разной степени увлекался литературой, историей, живописью, орнитологией, собирал коллекцию насекомых. Переломным моментом для него стал просмотр фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать». Пятнадцатилетний Гринуэй в течение пяти дней пересматривал эту картину. Он и посейчас считает ее совершенной. Именно с «Седьмой печати» началось увлечение Гринуэя европейским авторским кино.
В восемнадцатилетнем возрасте Гринуэй поступил в Школу искусств Уолтэмстоу, после четырех лет обучения в которой стал дипломированным художником. В 1964 году у него была неудачная попытка поступить в киношколу при Королевском колледже искусств, и следующие десять с лишним лет его основным занятием была работа монтажера в документальном кино. Попутно он снимал собственные документальные короткометражки, которые к концу 70-х стали заметным явлением на кинофестивалях.
Фильм «Падения», вышедший в 1980 году, необычен даже для самого Гринуэя - при том, что все его творчество и без того необычно. Трехчасовая картина снята в псевдодокументальном жанре и состоит из 92 сюжетов о людях, якобы подвергшихся ЗОВу - «Загадочному Ожесточенному Воздействию», сути которого Гринуэй толком не объясняет. На Лондонском кинофестивале, проводимом Британским институтом кино, «Падения» получили премию «The Sutherland Trophy», присуждаемую наиболее оригинальной и творческой дебютной работе.
Дебютом Гринуэя в полнометражном игровом кино стала его следующая работа - «Контракт рисовальщика». Успех картины был поистине ошеломительным и принес своему создателю мировую славу. Критики, захлебывавшиеся от восторга, объявили Гринуэя ни много ни мало основателем нового английского кинематографа. С тех пор каждая его работа вызывала интерес и становилась предметом тщательного изучения для поклонников кино по всему миру. «Я делаю все, чтобы не прошел ни один небрежный кадр, служащий лишь связкой между эпизодами», - говорит Гринуэй. Обладатель диплома художника, он применяет свои навыки из этой области и в кино, превращая каждый кадр в картину. «Я не ощущаю себя в полной мере режиссером, - признается Гринуэй, - скорее «гибридом». Что меня действительно интересует, так это живопись и литература. Мне интересно передавать идеи картинками, визуальными средствами».
Помимо общепризнанных киношедевров, таких, как «Отсчет утопленников» или «Повар, вор, его жена и ее любовник», примечателен уникальный проект Гринуэя «Чемоданы Тульса Люпера». По первоначальному замыслу он должен был включать в себя три полнометражные картины, 16-серийный телесериал, 92 DVD-диска, а также интернет-сайты, книги. За 2003 и 2004 годы в рамках этого проекта было снято четыре фильма, в одном из которых задействовано несколько россиян, в частности, Рената Литвинова. «Я поразился отсутствию эгоизма у русских актрис, от них было возможно получить то, что вряд ли могли дать в духовном плане европейские актеры», - восхищался Гринуэй. Впрочем, эта работа - не единственное, что связывает его с нашей страной: так, например, в числе планов на будущее у Гринуэя значится создание фильма о выдающемся советском режиссере Сергее Эйзенштейне.
2012-03-22 00:00:00.0