Вим Вендерс
(Wim Wenders)
Биография:
Эрнест Вильгельм (Вим) Вендерс - один из корифеев современного кино, как игрового, так и документального, лауреат всех мыслимых кинопремий и фестивалей (кроме «Оскара», на который он номинировался трижды), многолетний президент Европейской киноакадемии. Из его художественных фильмов наиболее известны «Париж, Техас», «Небо над Берлином», из неигровых - «Клуб "Буэна Виста"», «Пина». Режиссер, в начале жизни мечтавший об Америке, а потом полтора десятка лет в ней проживший, признается, что так и не научился снимать американское кино. Впрочем, вряд ли он сожалеет об этом, так как ему же принадлежат слова: «Европейское кино - исчезающий вид. Мы должны защищать его, как снежного барса, и бороться с браконьерством».
Он родился в послевоенном Дюссельдорфе, который был почти полностью разрушен. Потом семья несколько раз переезжала. После школы Вендерс два года посвятил изучению социологии, психологии, философии и медицины. Круг его интересов составляли не только эти науки: он хотел быть и архитектором, и художником, и священником, но выбрать одну из профессий значило бы отсечь себя от остальных, а это его не устраивало. Однажды Вендерс понял, что сможет заниматься всем этим понемногу, если станет кинорежиссером, и попробовал поступить в парижскую киношколу. Попытка обернулась неудачей, но это лишь заставило Вендерса мобилизоваться. Он устроился работать в Париже гравером в студию немецкого художника и в течение следующего года регулярно посещал парижскую синематеку, посмотрел более тысячи фильмов, после чего вернулся в ФРГ и поступил в Высшую школу кино и телевидения в Мюнхене.
Во время учебы в этом заведении Вендерс активно сотрудничал с немецкой прессой, для которой рецензировал новые фильмы. К этой деятельности он подходил с максимальным усердием и до сих пор считает ее очень важной: «Я начинал как кинокритик. <...> И Годар, и Трюффо, и Шаброль - все они когда-то были кинокритиками. Мне кажется, что сегодняшним падением уровня кинематографа мы в первую очередь обязаны падению уровня кинокритики». Учась, он также снял несколько короткометражек, производство которых финансировал сам, и полнометражный фильм «Лето в городе», ставший его дипломной работой.
Первый успех пришел к нему после выхода на экраны фильма «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым». Этот монотонный триллер оказался невероятно серьезен, что и подтверждает сам Вендерс: «Я был молод и ничего толком не понимал. Когда я пересматриваю этот фильм сейчас, у меня ощущение, что он сделан очень пожилым человеком». Так или иначе, но впервые побывать в Америке у Вендерса получилось именно благодаря премьерному показу этого фильма: «Я не спал пять дней, так как считал, что сон - это пустая трата времени. Я оказался в Америке, и каждая секунда была дорога».
Сегодня Вендерс воспринимает заокеанскую державу иначе: «Мне по-прежнему нравятся идеи, на которых стоит эта страна, но я больше не люблю то, что эти идеи породили. Капитализм - уродливая штука, а он теперь почти везде». Живя в Штатах, Вендерс отчаянно пытался вызвать американскую публику на диалог: «Я немец, но не первый год живу в Америке. И я вдруг почувствовал, что если хочу продолжать в ней жить, то должен высказаться. <...> Очень мало американцев понимают, как на них смотрят обитатели остального мира. Они, например, считают войну в Ираке подобием Второй мировой: дескать, они несут мир и демократию тем, кто не в состоянии самостоятельно за них бороться. Для них Ирак - продолжение многолетней великой миссии американцев». Тем самым высказыванием, о котором чуть выше ведет речь Вендерс, стал его фильм «Страна изобилия», вышедший в 2004 году.
В середине 1980-х Вендерс познакомился с творчеством выдающейся немецкой танцовщицы и хореографа Пины Бауш. Работы Бауш и ее коллектива произвели на него столь глубокое впечатление, что он тут же загорелся желанием снять фильм о ней, но не представлял, как можно перенести на экран ее танец во всей его полноте. «Я думал, что никогда не смогу передать эти ощущения в кино. Передо мной была стена». Стена просуществовала два с лишним десятка лет и рухнула уже в цифровую эпоху - после того, как Вендерс увидел небольшой концерт группы U2 в формате 3D. Фильм «Пина» стал первой документальным фильмом, снятом в этом формате, и на Берлинском кинофестивале в 2011 году произвел эффект разорвавшейся бомбы. Особенно остро он воспринимался из-за того, что в самом начале работы над ним Пина Бауш скончалась. После ее кончины Вендерс хотел прекратить съемки, но увидел, что труппа продолжает репетировать, и продолжил работу над фильмом: «Я понял, что отказ от съемок - неверное решение, и все мы должны отдать последнюю дань уважения Пине».
Группа U2 появилась в этом рассказе неслучайно: Вендерс является давним почитателем рока и дружит со многими музыкантами. А в молодости это увлечение было настолько сильным, что, по словам Вендерса, предопределило его дальнейший жизненный путь: «Мою жизнь спас рок-н-ролл. Потому что это была музыка, благодаря которой я впервые почувствовал себя личностью, понял, что у меня было право наслаждаться, мечтать и что-то делать. Если бы не рок-н-ролл, я бы сейчас был адвокатом».
2015-07-22 00:00:00.0