Луис Бунюэль
(Luis Bunuel)
Биография:
Луис Бунюэль – один из крупнейших режиссеров в истории мирового кинематографа. Примечательно, что этот совершенно не веровавший в Бога человек, а порой и яростный богоборец, автор крылатой фразы «Слава богу, я все еще атеист», в детстве учился в иезуитском колледже. Финальный же этап его взросления, формирования взглядов, происходил уже на глазах его друзей – поэта Федерико Гарсия Лорки и художника Сальвадора Дали, с которыми он познакомился, учась в Мадридском университете. Тогда же двадцатилетний Бунюэль основал клуб кино при университете.
В 1925 году Бунюэль уехал в Париж, где поступил на учебу в студию кино. Поработав некоторое время помощником у режиссера Жака Эпштейна, он взялся за первую самостоятельную работу. Фильм, над сценарием которого он трудился вместе с Сальвадором Дали, получил название «Андалузский пёс». Лента состоит из нескольких эпизодов, ничем не связанных друг с другом, кроме общей цели шокировать зрителя. "Андалузский пёс", как и следующий фильм Бунюэля «Золотой век», считается одним из первых заметных проявлений сюрреализма в кино.
Интересна третья работа Бунюэля – документальная лента «Земля без хлеба», в которой показана жизнь людей на оторванном от цивилизации клочке испанской земли, их нищета и беспросветность существования. Кадры документальной съемки снабжены откровенными до цинизма комментариями диктора. Создается ощущение, что цель этих комментариев все та же – шокировать. В течение пяти лет фильм был запрещен к публичному показу. Но по сравнению с еще одним фильмом Бунюэля это несерьезный срок: «Золотой век» вышел к широкому зрителю лишь спустя полвека после создания.
В течение следующих 15 лет Бунюэль не снимал. К власти в Испании пришли фашисты, чьих взглядов и деяний он категорически не принимал. Существует мнение, что в этом и заключается причина его столь долгого творческого простоя: жестокость, которой он с удовольствием насыщал свои первые фильмы, являлась как раз отличительной чертой фашизма; из-под ног режиссера была как бы выбита творческая почва. Бунюэль уехал из страны, жил во Франции, в США, принимал участие в создании антифашистских фильмов. Наконец, в конце сороковых он обосновался в Мексике и вскоре вернулся к режиссерскому ремеслу.
Значительной вехой в его творческой биографии стал фильм «Забытые» о подростках-беспризорниках. На Каннском кинофестивале лента была отмечена призом за режиссуру, а сам Бунюэль получил мировое признание. Для его дальнейших работ уже не характерна такая же беспощадная жесткость, какая присутствовала в его первых лентах. Более того, он создает ряд фильмов коммерческого плана в традиционных жанрах. Но при этом мастер не изменяет самому себе: любовь к бескомпромиссной сатире и гротеску остаются при нем, присутствуют и сюрреалистические вкрапления.
В 1950-60 годах его работы регулярно отмечаются премиями на международных кинофестивалях, а «Виридиана» – первая лента, снятая на родине режиссера после его возвращения, – получает «Золотую пальмовую ветвь». Правда, и она сразу попала в число запрещенных – за оскорбление религиозных ценностей.
Религия долго не давала покоя Бунюэлю. Библейская тематика присутствует в таких его фильмах, как «Симеон Пустынник», «Млечный путь». Однако, подлинными шедеврами режиссера считаются те его работы, где акцент ставится на этико-психологической стороне жизни общества. «Скромное обаяние буржуазии», «Призрак свободы», «Этот смутный объект желания» – Бунюэль творил, будто не замечая своего возраста; его, возможно, лучшие фильмы были сняты в тот период, когда режиссеру было уже за семьдесят.
Сыгранные роли: |
Оценка фильма
|
1929-03-01 00:00:00.0 г.
|
Андалузский пес
мужчина в прологе
|
|