Лариса Шепитько
Биография:
Лариса Ефимовна Шепитько - одна из крупнейших фигур отечественного кинематографа, одно из имен, составляющих его славу. Об этом можно с уверенностью говорить, несмотря на то, что ею снято всего пять полнометражных фильмов - «Зной», «Крылья», «В тринадцатом часу ночи», «Ты и я», «Восхождение». Работу над шестым она успела лишь начать. Вместе с еще двумя членами съемочной группы она ехала выбирать натуру для съемок, когда произошла роковая автокатастрофа. Ларисе Шепитько был всего 41 год. Картину по мотивам повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» практически целиком снимал ее муж, также замечательный режиссер, Элем Климов. Шепитько планировала назвать фильм «Матера». Климов назвал его «Прощание».
Шепитько родилась в Артемовске Донецкой области. В военное время семья уезжала в эвакуацию, после войны жили во Львове, потом в Киеве. Оказавшись однажды на Киевской киностудии на съемках фильма «Овод», Шепитько твердо решила связать свою жизнь с кино. Ей было всего шестнадцать, когда она приехала поступать во ВГИК. В комиссии оценили ее яркую внешность: «Поступали бы лучше на актерский, а не режиссерский». Абитуриентка ответила: «Это рабская профессия, это не для меня».
В тот год курс набирал Александр Петрович Довженко. Шепитько посчастливилось учиться у великого мастера в течение полутора последних лет его жизни. За это время он стал для нее непререкаемым авторитетом и путеводной звездой на долгие годы. «Я не думаю, что все из вас станут режиссерами, но в любом случае постараюсь сделать все, чтобы вы стали интеллигентными, образованными людьми», - обозначив свою задачу на первой же встрече со студентами, Довженко следовал этим путем и в дальнейшем, делая упор на развитие личности каждого своего подопечного. После его кончины курс принял Михаил Чиаурели.
Шепитько заявила о себе как о незаурядном художнике уже своей дипломной работой - картиной «Зной» по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Причем на съемках помимо чисто профессиональных качеств ей пришлось проявить недюжинную выносливость и твердость характера. Студия «Киргизфильм», на которой снималась картина, была тогда совсем новой, не хватало не только оснащения, но и опытных кадров, все кругом были новичками, не у кого было спросить совета. Фильм почти целиком снимался на натуре, под палящим солнцем в сорокаградусную жару. Ко всему прочему в съемочной группе началась эпидемия желтухи. У Шепитько она протекала в тяжелой форме. Производство фильма пришлось приостановить. Однако при первой же возможности Шепитько возобновила съемки. Последствия перенесенного недуга проявлялись до конца ее жизни. Картина получила хорошие отзывы, приз на МКФ в Карловых Варах, а Шепитько - неофициальный титул «матери киргизского кино».
Но уже со следующего фильма начались неприятности с властями. Лента «Крылья» вроде бы рассказывает об участнице войны, о бывшей летчице, но не в традиционном героико-патриотическом тоне, а показывает ее личную драму. Главная героиня не может найти себя в мирной жизни, повсюду пытаясь применять военный подход, и в итоге представительница народа-победителя как бы оказывается в роли проигравшей. Замечательная картина с большим трудом пробилась на экран, вызвав массу споров как среди зрителей, так и среди кинокритиков.
Внимание властей к творчеству Шепитько выросло в разы. Увидев, что под пафосным названием «Родина электричества» скрывается едва ли не религиозная притча, короткометражку приказали уничтожить. Лишь в 1987 году, когда Шепитько уже не было в живых, отыскалась одна чудом сохранившаяся копия. Не был выпущен на экраны и ее телевизионный мюзикл «В тринадцатом часу ночи». В картине «Ты и я» не позволили отдать одну из главных ролей поэтессе Белле Ахмадулиной на том лишь основании, что она не актриса, а в течение съемок заставляли уродовать до неузнаваемости едва ли не каждый кадр. Тем не менее даже в искалеченном варианте картина нашла своего зрителя. На кинофестивале в Венеции фильм получил памятный приз.
Задумав экранизировать повесть Василя Быкова «Сотников», Шепитько уже была настроена в высшей степени решительно. Разрешения на съемки она добивалась несколько лет, а когда они начались, была готова на все, чтобы воплотить в жизнь задуманное в полном объеме. Так, когда в Госкино образ, созданный на пробах актером Борисом Плотниковым, назвали «Иисусиком» и пояснили, что «нужен «Чапаев», Шепитько сняла еще одни пробы, в которых Плотников выглядел совершенно иначе. Госкино их одобрило, а Шепитько их тут же уничтожила и продолжила снимать так, как считала нужным. Картина «Восхождение» по всей логике должна была оказаться на полке. Но фильм о белорусских партизанах затребовал первый секретарь ЦК КПСС Белоруссии Петр Машеров, сам бывший партизан. Во время просмотра он разрыдался прямо в зале, после чего уже стало ясно: этот фильм страна увидит. В итоге картину увидели во многих странах мира. Она демонстрировалась на многих кинофестивалях и со всех привозила призы. После показа «Восхождения» в Торонто к Шепитько подошел Дональд Сазерленд и встал на колени. Он сказал: «У меня нет цветов. Можно я подарю вам часы?»
Этим триумфом по сути и закончилась кинокарьера Ларисы Шепитько. Хотя в картине «Прощание» есть кадры, снятые ею. В частности, это огромное горящее дерево, вековая сосна. Кто-то говорил, что уничтожать такие деревья - не к добру. Но разве это могло остановить настоящего художника, привыкшего жертвовать ради искусства всем?..
2012-12-24 00:00:00.0