Ежи Гоффман
(Jerzy Hoffman)
Биография:
Польского кинорежиссера Ежи Гоффмана многое связывает с Россией. Он окончил ВГИК, где его педагогами были Михаил Чиаурели и Иван Пырьев, записывал передачи для советского радио и... провел в нашей стране большую часть детства. В 1930-е годы его семья жила в Горлице, близ словацкой границы, но, видя, как Гитлер подминает под себя всю Европу, как уничтожает евреев, родители были готовы в любой момент сорваться с насиженного места и бежать на восток. В первый же день войны они двинулись в Тарнополь (ныне украинский Тернополь). Но и там прожили совсем немного. Осенью 1939 года в восточную часть Польши вошли советские войска, а через год около двух миллионов поляков было депортировано на восток Советского Союза. Семье Гоффманов «посчастливилось» оказаться в Новосибирской области и жить на территории бывшего лагеря, где практически во всем сохранялись лагерные порядки. Впрочем, учитывая дальнейшие события на территории Польши и Западной Украины, можно сказать, что эта высылка спасла жизнь Гоффману и его родителям.
По окончании войны они вернулись в Польшу. Гимназист Гоффман записался в скауты, но вскоре командир дружины объявил ему, что еврей скаутом быть не может. Негодующий Гофман переметнулся в стан «врага», став членом коммунистического «Союза борьбы молодых». Видя его активность, руководители организации со временем возжелали отправить его куда-нибудь на учебу, чтобы вырастить из него политического деятеля. «И тогда я узнал, что в Москве есть Университет марксизма-ленинизма, но он был вечерний, только для работающих людей. Я написал такое заявление: «Прошу направить меня на учебу в Советский Союз, в Университет марксизма-ленинизма, а если это по какой-то причине окажется невозможным, то тогда во ВГИК». Экзамен в польском министерстве культуры по всем законам должен был опустить юного авантюриста с небес на землю, но экзаменатор в последний момент задал вопрос: «А Зыгмунт Гоффман из 1-й дивизии - не ваш родственник?» Гоффман честно ответил, что это его отец. Экзаменатор оказался фронтовым другом отца, а Гоффман по блату стал студентом ВГИКа.
Карьеру в кино он начинал как документалист. Чтобы начать самостоятельно снимать, для польских режиссеров в то время было два пути: либо много лет работать вторым режиссером у других, либо пройти через документальный или научно-популярный жанр. Вместе со своим однокурсником и другом Эдвардом Скужевским Гоффман снял 27 документальных фильмов, многие из которых вошли в знаменитую «черную серию» - сборник короткометражек польских режиссеров, объединенных идеей показать польскую действительность без идеологической ретуши.
Гоффман говорит, что если бы не кино, стал бы историком. Еще находясь в сибирской ссылке, он полюбил исторические романы Генрика Сенкевича, поэтому когда, наконец, появилась возможность взяться за их экранизацию, он приступил к ней с максимальным воодушевлением. Картины «Пан Володыевский», «Потоп» и «Огнем и мечом» вошли в золотой фонд польского кинематографа. Столь же популярны на его родине и известны в мире такие его фильмы, как «Знахарь», «Прокаженная», «Когда солнце было богом», а также совместная работа польских и российских кинематографистов «Прекрасная незнакомка» - экранизация рассказа А. Толстого. В этом фильме снялись Никита Михалков, Игорь Дмитриев, Михаил Кононов и Наталья Аринбасарова. Сотрудничал он и с другими нашими актерами, в частности, с Александром Домогаровым, который сыграл в двух его картинах, в том числе и в последней на данный момент - под названием «Варшавская битва. 1920».
2012-03-05 00:00:00.0