Тим Бертон
(Tim William Burton)
Биография:
Тим Бертон – «белая ворона» Голливуда, интроверт-эксцентрик, наполовину живущий в мире своих грез и сильно напоминающий героев своих фильмов, один из самых удивительных режиссеров рубежа веков, предмет лютой ненависти Стивена Спилберга. И скорее всего «король динозавров» и «спасатель рядового Райана» ненавидит в Бертоне самого себя – того, кем Спилберг мог бы стать, если бы не продал свой талант за мешок долларов. Бертон мало озабочен кассовыми сборами и способен швырять деньги на заведомо убыточные проекты. Тем не менее, все его дорогие, безумно красивые и очень личные фильмы, в которых он не идет на уступки зрителю, становились мегахитами.
Известность Бертону принесла мистико-декадентская сатирическая комедия «Битлджус» – именно после этого фильма Бертону присвоили почетное звание «главного сказочника Голливуда», титул, который он единолично занимает до сих пор. После «Битлджуса» Бертон снял две картины – «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается», ставшие эталоном поп-артхаусного кино. Качества, сопоставимого с уровнем этих лент вот уже полтора десятка лет не могут достичь режиссеры, создающие экранизации комиксов.
В перерыве между «Бэтменами» Бертон поставил фильм «Эдвард – руки-ножницы». Мрачная история про человека с лезвиями вместо пальцев была рассказана с такой добротой, что ее до сих пор крутят на Рождество, не замечая пессимизма автора. Этим фильмом открылся своеобразный цикл «рождественских сказок» Тима Бертона, в который можно включить анимационный «Кошмар перед Рождеством» и экранизацию классической новеллы XVIII века «Сонная лощина».
Другая линия творчества Бертона открылась квазидокументальной биографией Эда Вуда, «самого плохого режиссера в истории кино», и продолжилась стилизацией фильмов категории «Б» 50-х годов «Марс атакует!» Картина 2003 года «Крупная рыба» является путеводителем по всем потрясающим фантазиям Бертона – на сорок пятом году своей жизни Питер Пэн Голливуда созрел для своей сказки сказок.
2005-03-24 00:00:00.0