Яков Протазанов
Биография:
«С этим Протазановым лезут столетние древности... Кинематографа не было, а уже был Протазанов...», – гневался футурист Маяковский. И действительно, в 1908 году, когда Яков Александрович Протазанов в возрасте 27 лет поступил в московское киноателье «Глория», кинематографа в России, можно сказать, не существовало. Но были богатые театральные и литературные традиции, в которых Протазанов прекрасно разбирался. На студии же он появился в качестве переводчика, заодно выполняя обязанности бухгалтера, постановщика, реквизитора и еще много кого. Именно там, услышав вдохновенное исполнение одним из актеров «Песни каторжанина», быстро и споро написал первый сценарий. Который тут же был куплен студией, а постановщиком назначен сам Протазанов.
Так начиналась одна из славных историй нашего кинематографа. Конечно, не один Протазанов создавал российское кино, но он, без сомнения, стал одним из основоположников. Протазанов жил и работал в дореволюционную и послереволюционую эпохи. К сожалению, третью, послевоенную, он не застал.
А тогда, в 1908-м, после столь легко написанного «сценариуса», фильмы пошли один за другим. Вторым его фильмом стала экранизация пьесы Леонида Андреева «Анфиса». Картина «Уход великого старца», рассказывающая о последних днях Льва Толстого, была запрещена цензурой, вызвала огромный резонанс в обществе и принесла режиссеру известность. В 1913 году Протазанов поставил 13 картин, в 1914 году – 19, в 1915 – 12, в 1916 – 15... Не шедевры – тут были и слащавые мелодрамы, и фарсы, и детективы. Но стоит помнить, что в ту пору кинематограф только искал собственный выразительный язык, нужны были хорошие сценарии и актеры. И Протазанов сделал для этого немало. Приглашал театральных актеров – его стараниями на экране появились Иван Мозжухин, Вера Орлова и десятки других. Декораторы работали в лучших традиция «Мира искусства». Операторы изобретали собственные велосипеды, то есть приемы.
Протазанов же в поисках достойной сценарной основы обратил взор к русской классической литературе. Лучшими его фильмами того периода стали экранизации, принципы которой сам Протазанов и создавал, используя театральный опыт. Это «Отец Сергий», «Война и мир», «Николай Ставрогин» («Бесы»), «Произведение искусства» (по Чехову), «Семейное счастье» и «Дьявол» по повестям Л. Н. Толстого. Вершиной дореволюционного творчества Протазанова стала «Пиковая дама».
В смутные времена революции Протазанов экранизировал повесть С. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов», поставил фильм о Софье Перовской. Однако вскоре он уехал в Париж – ненадолго, но за эти несколько лет в Париже легко сумел вписаться во французский кинематограф и снять там несколько лент.
В 1924 году Протазанов вернулся. И сразу оказался в лагере «традиционалистов». Потому-то Маяковский и горячая революционная молодежь искусства - Вертов, Пудовкин, Эйзенштейн – так рьяно нападали на него. Протазанов для них был «пережитком прошлого» и «хранителем дореволюционных традиций», которые надо было «ниспровергнуть». А между тем, если и существовали оные традиции, то те самые, которые Протазанов и создавал. Таковыми можно считать неизменное обращение к хорошей классической литературе, к реалистическому театру как основному источнику режиссерского и актерского опыта, ориентацию на простого смертного зрителя, которому глубоко до лампочки изыски авангардистов. Отсюда – общедоступность фильмов Протазанова и отказ от неубедительных экспериментов. С другой стороны, он внимательно следил за новаторскими открытиями и использовал их.
Первым «советским» фильмом Протазанова стала «Аэлита» по роману А. Н. Толстого. Фильм отразил два направления, существовавших тогда. Часть «семейная» снята в духе дореволюционного и пафосного кино – артисты страстно дышали, трагически заламывали руки и закатывали глаза. Сцены, связанные с революцией, сняты уже в реалистической манере. Открытием «Аэлиты» стал Игорь Ильинский, актер театра Мейерхольда, причем для него Протазанов придумал одну из центральных ролей.
Следующим фильмом стал «Его призыв», снова смешавший стили: это детективно-пролетарская история о фабриканте, который вернулся за припрятанными сокровищами. Новым открытием Протазанова стал актер Анатолий Кторов.
Затем с Ильинским была снята комедия «Закройщик из Торжка», высмеивающая мещанство. Она положила начало советской киносатире, шедевром которой стал «Дон Диего и Пелагея» – фильм с совершенно фантасмагорическим сюжетом и вполне ясным антибюрократическим пафосом. Список блестящих протазановских комедий можно продолжить: «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Йоргена», «Марионетки», «Чины и люди». Эти ленты сделали Протазанова общепризнанным мастером комедии. И в те же времена он снимает фильмы, далекие от этого жанра. Например, одной из лучших о Гражданской войне до сих пор является картина «Сорок первый» по рассказу Б. Лавренева, психологическая трагедия о любви и долге. В это же время появляются экранизация «Человека из ресторана» по повести Н. Шмелева, «Белый орел» по Л. Андрееву, «Томми» по пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд № 14-69».
Высшим его взлетом эпохи звукового кино была «Бесприданница», принесшая режиссеру огромный успех. Противники Протазанова обвиняли его в отсутствии глобальной идеи, которую надо утверждать посредством кино. Правда, потом свое отношение поменяли, ибо режиссерский талант Протазанова был весьма убедителен. Да, его гуманизм был всеяден, включал в себя все, от революционных идей до толстовства. Но именно это позволяло Протазанову обращаться к любой теме и более чем убедительно разрабатывать ее, ибо искусство кино всегда было для него красивым продолжением традиций русского театра и литературы.