Эльдар Рязанов
Биография:
«...И я понял: надо подаваться, конечно, на режиссерский факультет. Годик перебьюсь, за это время сумею списаться как следует с Одессой, выясню условия приема и на будущий год поступлю в мореходное училище». Так Эльдар Александрович Рязанов принял решение, которое оказалось в его жизни ключевым. Ему не было и 17 лет, когда он поступил во ВГИК - на курс Григория Козинцева. Вскоре, конечно, о мореходке и думать забыл, но она самоцелью и не была. Рязанов с самых ранних лет любил читать и к восьмому классу понял, что хочет быть только писателем. «И пришел к выводу, что, прежде чем освоить писательское дело, я должен выбрать себе такую профессию, которая дала бы возможность познать жизнь». Для этого и нужна была мореходка. От нетерпения Рязанов даже поднапрягся и сдал экзамены за 10 класс экстерном. А ответа из Одессы все не было. Терять с таким трудом отвоеванный год жуть как не хотелось. Один из тех, с кем он сдавал школьные экзамены, поступал во ВГИК. Разговорились, и Рязанов поехал с ним, посмотреть своими глазами, что за ВГИК такой...
На четвертом курсе вуза Рязанов выбрал себе в качестве специализации документальное кино. Благодаря разнообразным командировкам он отчасти реализовал свои юношеские стремления. За пять лет работы в документальном жанре Рязанов побывал во многих интереснейших местах нашей страны. «Я путешествовал по Сахалину, Камчатке, Курильским и Командорским островам, плавал на китобойной флотилии, снимал краболовов в Охотском море, прославлял нефтяников Кубани и путейцев Октябрьской железной дороги». Спустя пять лет Рязанов увидел, что творчество в его работе постепенно стали вытеснять штампы, и понял, что в этом жанре себя исчерпал.
После смерти Сталина правящая верхушка дала кинематографистам задание резко увеличить производство художественных фильмов. Посему Рязанов со своим желанием прийти в игровое кино оказался как нельзя кстати. Вскоре после поступления в штат «Мосфильма» он был огорошен директором студии режиссером Иваном Пырьевым, который вдруг заявил, что Рязанов непременно должен поставить музыкальную комедию. Дело в том, что в студенческие годы у Рязанова уже был неудачный опыт в жанре комедии, и он твердо решил больше никогда к нему не возвращаться. Он отнекивался, четырежды (!) пытался увильнуть от этой постановки, когда работа над фильмом уже велась, но Пырьев вцепился в него мертвой хваткой. Заставил отдать Игорю Ильинскому роль Огурцова. Командовал, провоцировал конфликты, но и поддерживал как никто другой. Очевидно, что Пырьев явился ключевой фигурой не только в истории создания «Карнавальной ночи», но и в самом появлении нового режиссера-комедиографа в отечественном кино.
Благодаря Пырьеву началось становление режиссерского характера Рязанова. Себя образца 1955 года он называет «мягким, уступчивым, даже безвольным человеком». Держать под контролем съемочный процесс, будучи таким, невозможно. Однако после «Карнавальной ночи», по словам самого режиссера, он «еще не превратился в волка, но овечкой быть уже перестал», и процесс трансформации продолжался. А характер этот ох как был нужен! С какими дикими сложностями ему пришлось столкнуться в будущем! В обстоятельствах, в которых проходили съемки многих его фильмов, а в особенности «Невероятных приключений итальянцев в России» и «О бедном гусаре замолвите слово», был нужен поистине железный характер. В первом случае ему приходилось вести тяжелейший диалог с итальянской фирмой «Дино Де Лаурентис», выступавшей в качестве сопроизводителя и экономившей буквально на всем. Актеров подбирали по принципу «кто дешевле», съемочную группу поселили в самый низкосортный отель, вместо костюмов присылали полусгнившее тряпье, в Италии заставили вести съемку только из машины, ибо, чтобы поставить на тротуар штатив для камеры, нужно было платить муниципалитету, да и сам по себе стиль общения нередко был хамским. Ну, а в случае с картиной «О бедном гусаре...» во всей красе явила себя советская цензура. Такому издевательству не подвергался ни один фильм Рязанова, хотя разных «кабинетных сражений» и до того было выше крыши. Картину дважды закрывали, вынуждали вносить изменения, рушившие всю сюжетную канву, из-за чего Рязанову и Горину приходилось «перелопачивать» весь сценарий. Был момент, когда они и сами, посчитав ношу слишком тяжелой, договорились прекратить работу над картиной, да не смогли, увидев кинопробы Валентина Гафта. Работа над фильмом постоянно сопровождалась вмешательством извне. Наконец, последняя правка была внесена в отсутствие Рязанова, за сутки до премьерного показа по телевидению...
Рязанов - не только режиссер. На протяжении 6 лет он вел на ТВ «Кинопанораму», известно несколько его циклов телепередач. Он писал сценарии к собственным фильмам; в подавляющем большинстве случаев его соавтором был сценарист Эмиль Брагинский. В свою очередь, для сценариев порой перерабатывались их с Брагинским театральные пьесы. Несколько раз публиковались стихи Рязанова. В конце концов, Рязанов создал замечательный автобиографический труд «Неподведенные итоги», от чтения которого буквально невозможно оторваться. Со словом он управляется так же мастерски, как и со съемочной группой, и можно смело утверждать, что в итоге он все равно стал писателем, как и хотел в детстве. Как оказалось, это возможно и без мореходки...
2012-11-02 00:00:00.0