Игорь Масленников
Биография:
«Согласного судьба ведет, несогласного – тащит». Эта мысль римского стоика Сенеки вполне могла бы стать иллюстрацией к биографии Игоря Федоровича Масленникова. Череда совпадений, случайностей, удачно сложившихся обстоятельств – из этих тонких ниточек судьбы ткется жизненное полотно, а желания и планы самого человека кажутся в данном случае вторичными.
Уроженец Нижнего Новгорода Игорь Масленников мечтал стать архитектором, а в итоге оказался на газетном отделении филфака Ленинградского университета. Журналистом он быть тоже не хотел, но уже на пятом курсе стал ответственным секретарем в университетской газете. Попав по распределению на Ленинградское телевидение, Игорь Федорович несколько лет развивал там молодежный отдел. Именно работа на телевидении и пробудила в нем интерес к режиссуре, правда, режиссуре театральной: большим поклонником кино Масленников никогда, по его словам, не был. Однако, увидев на «Ленфильме» объявление о наборе на режиссерские курсы, подал заявку.
Первой самостоятельной работой режиссера Игоря Масленникова стала мелодрама «Личная жизнь Кузяева Валентина», вышедшая на экраны в 1967 году. В 1972-м Масленников, сам заядлый автомобилист, снимает фильм о профессиональном автоспорте «Гонщики», который до сих пор считает одной из своих самых удачных картин. Однако настоящий успех ждал режиссера впереди, и вновь не обошлось без воли случая и шалости судьбы.
Именно к Масленникову обратились драматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид с со сценарием фильма о Шерлоке Холмсе, и Масленников загорелся идеей «поиграть в англичанство», по его собственным словам. В результате отечественное телевидение получило одно из самых своих серьезных достижений – сериал о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Бережно воссозданная атмосфера викторианской Англии, грамотный сценарий, запоминающаяся мелодия-заставка и блестящий актерский состав – все эти факторы и предопределили успех сериала. Исполнителей главных ролей, Василия Ливанова и Виталия Соломина, режиссер отобрал лично. И пусть созданные актерами образы Холмса и Ватсона весьма далеки от своих литературных прототипов, в нашей стране эта пара до сих пор считается образцовой и «канонической».
Именно экранизацию «Холмса» в первую очередь вспомнит рядовой зритель, если назвать ему имя Масленникова. Однако записывать Игоря Федоровича в «режиссеры одного фильма» было бы несправедливо. Несомненным хитом стала снятая в 1985-м году мелодрама «Зимняя вишня», запомнившаяся слезоточивым сюжетом, отличными актерами и экстравагантной для того времени прической Елены Сафоновой. Снятые в 90-е сиквелы были существенно слабее оригинала и особого успеха не имели.
Игорь Масленников является одним из немногих ныне здравствующих мэтров отечественного кино. Режиссер до сих пор ведет активную жизнь – возглавляет петербургскую студию «Троицкий мост», недавно закончил работу над трилогией по произведениям А. Н. Островского (фильмы «Русские деньги», «Взятки гладки» и «Банкрот») и продолжает набирать студентов на свой режиссерский курс во ВГИКе. Древние стоики были бы довольны: настоящий мудрец прожил долгую и насыщенную жизнь в гармонии с собой и миром.
Вышедшую в 2007 году автобиографическую книгу «Бейкер-стрит на Петроградской» Игорь Федорович Масленников закончил такими словами: «Всю жизнь я плыл по течению без руля и ветрил, не прилагая никаких усилий. Ничего не планировал, двигался туда, где мне казалось интересней. И то, что получилось, получалось само собой».
2011-10-13 00:00:00.0