Фильмов в базе 42875
Анонсов в базе 38333
Новых 0
 ТЕЛЕПРОГРАММА
 АНОНСЫ
Иван  Пырьев ()

Иван Пырьев

Биография:

Орденоносец, шестикратный лауреат Сталинской премии, народный артист СССР, директор «Мосфильма» с 1954 по 1957 год, основатель и председатель Союза кинематографистов, депутат Верховного Совета СССР Иван Александрович Пырьев прошел тернистый жизненный путь. Он родился в крестьянской семье на Алтае. Уже в детстве лишился отца. Крепко поругавшись с отчимом, был вынужден довольно рано начать самостоятельную жизнь. Участвовал в двух войнах – в Первой мировой солдатом русской армии (награжден Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степени) и красноармейцем в Гражданскую.

У красных Иван Александрович стал политруком и агитатором, тогда же начал учиться в театральной студии, где подружился с другим будущим классиком советского кино Григорием Александровым. Мир театра пленил молодого Пырьева, и он отправился в Москву, где набирался опыта, работая с Эйзенштейном и Мейерхольдом. Хорошо зарекомендовав себя в качестве ассистента, он начал самостоятельную режиссерскую деятельность.

Как всякий большой мастер, Пырьев мог работать в разных жанрах. Удавались ему традиционные для СССР драмы о суровых коммунистах, коварных шпионах и отважных партизанах («Партийный билет», «Конвейер смерти», «Секретарь райкома»). Военный детектив «Секретарь райкома» был снят в 1942 году по личному приказу Сталина за три месяца (столько времени было отведено вождем). Съемочная группа в буквальном смысле валилась с ног, но в сроки уложилась, а сколько нервов и здоровья такая работа стоила режиссеру, можно догадываться.

И все же коронным жанром Пырьева были музыкальные комедии. «Богатая невеста», «Трактористы», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской» – эти фильмы до сих пор любимы зрителями в нашей стране, поскольку сняты в очень легкой, веселой, оптимистичной манере. Однако не стоит забывать, что Пырьев был человеком своей эпохи и даже снятые им комедии были выдержаны в лучших традициях соцреализма, то есть не имели никакого отношения к действительности, а зачастую носили откровенно конъюнктурный характер.

Вышедшая в 1941 году комедия «Свинарка и пастух» должна была пропагандировать идею дружбы между народами многонационального СССР. Ни начавшаяся война, ни желание членов съемочной бригады, включая режиссера, записаться добровольцами на фронт не остановили производство фильма, поскольку советское руководство придавало картине важную идеологическую роль.

Другой шедевр Ивана Пырьева, «Кубанские казаки», вышел в 1949 году, в разрушенной войной и охваченной голодом стране, и потому показанная в фильме беззаботная жизнь, полная достатка и изобилия, слишком уж диссонировала с картиной за окном. Иван Александрович объяснял это тем, что в такое трудное время хотел дать людям заряд оптимизма и веры в будущее.
Однако в годы оттепели фильм подвергся беспощадной критике за ненатуральность и «лакировку действительности». Зрители же были в восторге, фильм растащили на цитаты, а песня про цветущую калину стала исполняться на застольях по всей стране.
До конца не ясно, что было причиной – несправедливая критика «Кубанских казаков» или смена лиц у власти – но в конце 50-х Пырьев отошел от жанра комедии и обратился к своей любимой русской классике.

Мечту экранизировать «Мертвые души», «Капитанскую дочку», «Ревизора» он вынашивал давно, но в итоге не на шутку увлекся Достоевским и снял три картины по его произведениям. И если «Белые ночи» он и сам счел неудачным фильмом, то «Идиот» и трехсерийная постановка «Братьев Карамазовых», безусловно, удались и стали подлинной киноклассикой. Прекрасный выбор актеров и умение Пырьева работать с ними – во многом это предопределило успех картин, ведь в экранизациях Достоевского как нигде важна способность актеров передать глубину характеров героев.

Как массивная планета притягивает в свою орбиту более мелкие тела и делает их своими спутниками, так и фигура Пырьева своим масштабом привлекала к себе одаренных людей и открывала им дорогу в мир кино. Именно Иван Пырьев раскрыл талант Николая Крючкова, Петра Алейникова, Бориса Андреева. Именно он сделал всесоюзной звездой свою супругу Марину Ладынину, которая снялась в девяти фильмах мэтра.

Талантливый кинодокументалист Эльдар Рязанов по рекомендации-требованию Пырьева оставил документальное кино и обратился к жанру комедии. И это Пырьев пригласил молодого и неизвестного актера Андрея Мягкова на роль Алеши Карамазова в свою постановку...

В разгар работы над «Братьями Карамазовыми», 7 февраля 1968 года, Иван Александрович пришел со съемок, уснул и не проснулся. Михаил Ульянов и Кирилл Лавров досняли третью серию в полном соответствии с замыслом режиссера.

Можно по-разному относиться к Ивану Александровичу Пырьеву, считать его фильмы наивными и далекими от правды, но не стоит забывать, что он был человеком своего времени и своей эпохи. И величие его заключается в том, что он эту эпоху не только воспевал, но во многом создавал сам.2011-11-08 00:00:00.0

Режиссерские работы:

Оценка фильма
1968-06-01 00:00:00.0 г. Братья Карамазовы
1964-03-01 00:00:00.0 г. Свет далекой звезды
1961-11-01 00:00:00.0 г. Наш общий друг
1959-06-01 00:00:00.0 г. Белые ночи
1958-07-01 00:00:00.0 г. Идиот
1954-07-01 00:00:00.0 г. Испытание верности
1949-08-01 00:00:00.0 г. Кубанские казаки
1947-12-01 00:00:00.0 г. Сказание о земле Сибирской
1944-06-01 00:00:00.0 г. В шесть часов вечера после войны
1942-06-01 00:00:00.0 г. Секретарь райкома
1941-11-01 00:00:00.0 г. Свинарка и пастух
1940-12-01 00:00:00.0 г. Любимая девушка
1939-01-01 00:00:00.0 г. Трактористы
1937-10-01 00:00:00.0 г. Богатая невеста
1936-10-01 00:00:00.0 г. Партийный билет
1933-02-01 00:00:00.0 г. Конвейер смерти
1930-10-01 00:00:00.0 г. Государственный чиновник
1929-09-01 00:00:00.0 г. Посторонняя женщина
Программа передач | База анонсов