Пьер Паоло Пазолини
(Pier Paolo Pasolini)
Биография:
Пьер Паоло Пазолини по праву считается одним из самых значительных режиссеров итальянского кино, причем его известность как раз из той категории, про которую принято говорить «скандальная». Пазолини, безусловно, шокировал общественность – своими фильмами, своими взглядами и даже личной жизнью. Однако вряд ли можно упрекнуть режиссера в дешевом эпатаже и стремлении к славе: в своих воззрениях и творчестве он был вполне естественен и искренен, и ничего, кроме неприятностей, его скандальная репутация ему не принесла.
Всю свою жизнь Пазолини был бунтарем, радикалом. Он родился в католической семье, его отец был одним из видных активистов фашистской партии, однажды он даже спас жизнь Муссолини. Однако сам Пьер Паоло вырос убежденным атеистом и коммунистом. Его отлучали от церкви, его фильмы запрещала цензура, а его самого подвергали аресту за аморальное поведение. Будучи ярым марксистом, Пазолини, тем не менее, подвергся обструкции и со стороны своих коллег коммунистов: его с треском выгнали из компартии за «растление малолетних» и открытый гомосексуализм.
Первой творческой стезей Пазолини было не кино, а литература. Начав писать стихи в 17 лет, в 19 он уже публиковался, а его сборник «Пепел Грамши» получил престижную литературную премию «Виареджо». Переехав в Рим, Пазолини работает сценаристом (среди написанных им сценариев, например, «Ночи Кабирии»), а также издает роман «Шпана» – о занимающихся проституцией мальчиках из беднейших кварталов Рима, роман, принесший ему первую скандальную известность. Тема трущоб, низов, социального дна всегда привлекала Пазолини, поскольку только там, по его мнению, еще было можно найти настоящих, неиспорченных людей. Даже пролетариат, наиболее прогрессивный, по мнению марксистов, класс Пазолини считал «продавшимся» и чересчур «обуржуазившимся».
Главные герои первых фильмов Пазолини – «Аккатоне» и «Мама Рома», снятых в традиции итальянского неореализма, – вновь люмпены и маргиналы: проститутки, сутенеры, уличные воришки. Режиссер отрицал буржуазное общество во всех его проявлениях. Даже Христос, изгоняющий торговцев из храма в «Евангелии по Матфею», получился, по сути, бунтарем, революционером, предлагающим подлинную, «народную» мораль. Не удивительно, что и актеров Пазолини любил приглашать непрофессиональных, «из народа», хотя в его фильмах появлялись и признанные звезды – Анна Маньяни, Уго Тоньяцци, Мария Каллас.
Убежденный радикал, Пазолини поддерживал все левые и протестные движения в мире, тех же «черных пантер». Тем интереснее его взаимоотношения с молодежной революцией 1968 года, лидеры которой называли Пазолини в числе своих идеологов и вдохновителей. Режиссер назвал происходящее «бунтом мелкой буржуазии против крупной» и обратил внимание на то, что все бунтари – выходцы из буржуазных семей, в то время как полицейские, в которых летят камни и бутылки, как раз происходят из народа. Пазолини посвятил событиям 1968 года фильм «Свинарник», где в аллегорической форме, в виде мифа изложил свой взгляд на политику и идеологию. Мифологические мотивы режиссер использовал и в других своих картинах – «Медея», «Царь Эдип».
В 1970-х Пазолини снимает «Трилогию жизни», основанную на классических текстах – «Декамерон», «Кентерберийские рассказы» и «Цветок тысяча и одной ночи». Фильмы отличались высоким уровнем натурализма и получили высокий возрастной рейтинг из-за откровенных сцен. Однако всех превзошел вышедший в 1975 году «Сало, или 120 дней Содома», который даже был запрещен к показу в некоторых странах. Еще в процессе работы над фильмом режиссер получал угрозы от фашистских организаций, раздавались возмущенные голоса в правительстве и в католической церкви. 21 ноября 1975 года избитое тело Пьера Паоло Пазолини было обнаружено в римских трущобах. Обстоятельства убийства до сих пор до конца не выяснены, имена настоящих убийц и мотивы преступления – неизвестны.