Сергей Бондарчук
Биография:
Сергей Федорович Бондарчук - без преувеличения глыба отечественного кино, один из наших немногочисленных режиссеров - лауреатов «Оскара» (за фильм «Война и мир»), актер, сценарист, педагог. В нем удивительным образом сочетались необыкновенная одаренность и нечеловеческая работоспособность. Именно об этих качествах говорит одна короткая характеристика, которую дал юному Бондарчуку еще один мэтр нашего кинематографа Всеволод Пудовкин, назвав его танком. Друг и коллега Бондарчука Владимир Наумов поясняет, что здесь имелось в виду в первую очередь его психофизическое актерское начало, актерская мощь. При этом кто, кроме «железного», не знающего преград на пути к цели «танка», мог взяться за ту же экранизацию «Войны и мира», масштабнейшее семичасовое эпическое полотно, тем самым обрекая себя на несколько лет поистине каторжного труда? Кто, как не «танк», мог заставить жаловаться высокого киноначальника: «Я спокоен, только когда Бондарчука нет в стране. Когда он в заграничной поездке или снимает где-нибудь далеко от Москвы, я счастлив, потому что он не выдавливает из меня соки»?
Херсонская область, Таганрог, Ейск - в этих местах прошло детство Бондарчука. Он был постоянным участником школьной художественной самодеятельности, посещал драмкружок. Отец, председатель колхоза, потомок запорожских казаков, был категорически против, когда сын-старшеклассник объявил ему о желании пойти в актеры. Однако «танк» был уже тогда. После долгих конфликтов с уходами из дома и полным разрывом отношений сын все же добился от родителя пересмотра позиции: «Об одном прошу, сынок, будь актером, а не комедиантом!» - сказал отец, провожая его на вступительные экзамены в Москву.
Возможно, именно с этой просьбой отца связано то, что Бондарчук ни разу не продемонстрировал широкой аудитории свой комедийный дар, о чем с большим сожалением вспоминала актриса Людмила Шагалова, с которой они вместе учились во ВГИКе в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой: «Мы все, глядя на него, и хохотали, и плакали: таким он был уморительным и умилительным одновременно. Пырьев и Райзман - члены экзаменационной комиссии - аплодировали ему стоя! Тогда во вгиковской аудитории он явил себя как яркий, превосходно владеющий искусством эксцентрики, характерный артист». Впрочем, состоявшимся актером его еще на вступительном экзамене признал Сергей Герасимов: «Слушай, а чему я тебя буду учить? Ты же готовый артист».
Его первым успехом в кино стала заглавная роль в фильме «Тарас Шевченко». И это был сразу оглушительный успех. Марк Бернес, также снимавшийся в этой картине, признавался: «По-моему, Бондарчук - гипнотизер. Ничуть не слабее Вольфа Мессинга». По словам Владимира Наумова, Бондарчук играл с такой силой, что и актеров в кадре, и всех, кто был на площадке, била дрожь. Сталин, лично просматривавший все художественное кино, которое производилось в Союзе, после просмотра «Тараса Шевченко» проронил лишь три слова: «Поистине народный артист». Свита, ловившая каждое слово вождя, поняла эти слова как распоряжение. Так Бондарчук в неполные 32 года получил звание Народного артиста СССР.
На роль Дымова в фильме "Попрыгунья" Бондарчука очень долго не утверждали. Режиссеру Самсону Самсонову пришлось очень долго убеждать тогдашнего директора "Мосфильма" Ивана Пырьева, что Бондарчук справится с этой ролью: тот утверждал, что "такой Дымов всех гостей еще на лестнице зарежет". Однако, и роль доброго и мягкого человека Бондарчук исполнил замечательно, проявив лирическую сторону своего таланта.
Не менее ярким получился его режиссерский дебют. Фильм «Судьба человека» по одноименному рассказу Михаила Шолохова стал одним из первых в советском кино, где бывший военнопленный и узник концлагеря представлен как положительный герой. Руководство «Мосфильма» поначалу было категорически против съемок этого фильма, но «танк» не сдавался, дошел до ЦК КПСС и, как всегда, победил. Сам сыгравший главную роль, Бондарчук подтвердил свой высочайший актерский уровень, а картина получила множество наград на международных кинофестивалях.
Киноэпопея «Война и мир» отчасти обязана своим появлением успеху американской киноверсии романа Толстого. Экранизация, снятая Кингом Видором, получила премию «Золотой глобус» и была тепло принята зрителями в СССР. Стремление «догнать и перегнать Америку» в хрущевские времена проявлялось во всем, поэтому государство озаботилось отечественной экранизацией. Проект стал делом престижа для СССР, поэтому потребовал усилий всей страны, привлекались лучшие силы, для съемок фильма были использованы коллекции из 58 музеев. Бондарчук в этом фильме явил себя как уникальный мастер батальных сцен, а число участников массовки в них доходило до 120 тысяч. На создание фильма были потрачены огромные средства, но это того стоило: золотой фонд отечественного кино пополнился еще одним шедевром. Во время работы над ним «танк» показал предел своей прочности: Бондарчук тогда перенес тяжелейший сердечный приступ и клиническую смерть.
Еще одна значительная веха в режиссерской фильмографии Бондарчука - экранизация романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину», последняя работа в кино Василия Шукшина. Его с Георгием Бурковым актерский дуэт Людмила Шагалова называла потрясающим по юмору, по народности. Когда лента проходила приемку, Бондарчуку пришлось услышать немало "ласковых слов" от министра обороны. По его словам, было сделано столько замечаний, что "лет пять надо переделывать картину". Впрочем, как у нас часто бывало, уже через два года картина в своем неизменном виде получила Госпремию РСФСР.
Идею экранизации еще одного произведения Шолохова, романа «Тихий Дон», Бондарчук вынашивал с 60-х годов, но к реализации проект оказался готов лишь в конце 80-х, в эпоху, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было. Связался с одной итальянской фирмой, руководитель которой проявил огромный интерес к проекту, а впоследствии оказался авантюристом. По окончании съемок с Бондарчуком просто перестали выходить на связь, картину монтировали как попало, а потом она вообще была тайно увезена в Лондон. Лишь в 2006 году, спустя 12 лет после смерти режиссера, его сыну, также известному режиссеру Федору Бондарчуку удалось осуществить монтаж фильма в виде, приближенном к тому, как это собирался сделать его отец. Нервотрепка с «Тихим Доном» сильно подорвала здоровье Бондарчука-старшего, организм пожилого человека с такими нагрузками справиться уже не мог. Выдающийся режиссер скончался в октябре 1994 года.
2015-09-10 00:00:00.0