Жан-Люк Годар
(Jean-Luc Godard)
Биография:
«Я думаю, что искусство – это своего рода винтовка» (Жан-Люк Годар)
«Винтовка рождает власть» (Мао Цзэдун)
«Фильмография Годара – это такая большая связка ключей, отпирающих все двери. Главное угадать, какой к чему» (Дмитрий Мамулия, режиссер)
«Годар по сей день восхищает своей волшебной легкостью и кинематографическим шиком» (Виталий Манский, режиссер)
«Кто-кто? Гайдар? А что он снял?» (Валерия Гай Германика)
Изначально термин «новая волна» не имел никакого отношения к кино – так называли поколение французской молодежи, заявившей о себе в 1960-х годах громкими политическими выступлениями левого толка. Это мироощущение не могло не прийти в кино – оно и явилось, подобно взрыву, в 1960 году вместе с фильмом Жан-Люка Годара «На последнем дыхании».
Все нарушало каноны и нормы кино буржуазного. «Неправильным» был главный герой – гангстер, хулиган, бунтарь, отрицающий буржуазный мир как таковой. Съемка, нарочито приближенная к документальной, небрежные кадры, нечеткая фонограмма – на фоне «лакированных» фильмов это производило впечатление ошеломляющее и раздражающее. Что и требовалось. Ни сценария, ни сюжета как бы и не было. Годар ничего не «разжевывал» и заставлял зрителя напряженно следить и думать. Одновременно фильм полон скрытых намеков и цитат, работающих на общую эмоциональную картину и которые далеко не каждый интеллектуал разжует.
Фильмы Годара не были массовыми, но оказали огромное влияние на мировой кинематограф. Ибо режиссер пошел гораздо дальше, чем предполагала идеология «новой волны». Оставаясь стопроцентным бунтарем и нонконформистом, он пытался ставить вопросы более философского плана – и находить ответы на них. Уже следующий фильм Годара «Жить своей жизнью» (1962) лишь внешне соблюдал правила «новой волны»: был «неудобным» (о проституции), холодным, без «драматургии» и «хеппи-энда». Но неожиданное появление в картине пожилого философа, разъясняющего героине некоторые философские и религиозные аспекты, перевели сюжет на иной уровень осмысления действительности.
В 1965 году Годар совершил новую революцию – своим знаменитым фильмом «Алфавилль», который принято считать антиутопией. На самом деле это пародия на антиутопию и одновременно на шпионский боевик. Годару были неинтересны антиутопии в духе Замятина и Хаксли, поскольку все эти «страшилки» про тоталитарное общество к тому времени были давно переварены буржуазной общественной мыслью. Фильм пародиен от первого до последнего кадра. Главный герой прибывал в Алфавилль под именем Ивана Джонсона, корреспондента газеты «Фигаро-Правда». Другой герой называется «агентом 003» – это уже откровенная пощечина Джеймсу Бонду, отставшему на целых четыре позиции. Фильм был так хорошо замаскирован под «триллер», что даже многие критики купились.
Следующим шагом стал фильм «Безумный Пьеро» (1965). Частичное повторении идеи ленты «На последнем дыхании»: герой бежит от мира и погибает. Но в «Безумном Пьеро» главный герой – не асоциальный элемент, а благополучный представитель «среднего класса», делающий выбор добровольно. Мысль такова: если этот мир так легко победить, то какой смысл в нем задерживаться?..
В 1966 году вышла картина «Мужское-женское», посвященная французской молодежи 60-х. Узкий круг героев: три девушки, двое юношей. Герои – аутсайдеры, и разница между ними лишь в подходе к своему положению: либо конформисты – либо бунтари. Фильм напичкан титрами, мало общего имеющими с сюжетом, но выводящими мысли режиссера на первый план. Годар рисует еле видимые приметы завтрашней молодежной контркультуры с ее левыми настроениями, что дало повод обвинять его в «нетипичности героев». Но прошел год, и «нетипичные» герои Годара стали массовым явлением.
И спустя много лет Годар остается верен себе, что доказала новая лента режиссера «Социализм» (2010) – философский трактат с элементами исторического детектива. Это история о путешествии золота из охваченной гражданской войной Испании в другое тоталитарное государство (СССР), причем часть сокровищ странным образом попадает в Третий рейх. Годар высвечивает генеалогию и взаимосвязь радикальных политических традиций.
Сыгранные роли: |
Оценка фильма
|
1983-07-01 00:00:00.0 г.
|
Имя Кармен
дядя Жанно
|
|