Анри Верней
(Henri Verneuil)
Биография:
«Верней – это часть легенды французского кино». Жак Ширак.
Французский режиссер Анри Верней снял более сорока картин. В 1960-70-е годы он был одним из самых популярных режиссеров во Франции. И одним из самых коммерческих, к слову. Верней никогда не скрывал своего стремления развлекать зрителя – но это всегда были весьма качественные работы. Он гордился тем, что на его картины ходят миллионы зрителей. В конце концов, коммерческое кино не исключает тонкого психологизма, драматизма и собственной философии. И равно как мы «засматриваем» советские фильмы, так же и французы очень уважают посмотреть старые ленты Анри Вернея.
Анри Верней (настоящее имя – Ашот Малакян) родился в Турции. В 1924 году семья Малакянов бежала в Грецию, потом во Францию. Учился живописи, увлекался журналистикой и радио. Первый художественный полнометражный фильм «Лестница к солнцу» снял в 1951 при поддержке Фернанделя и с его же участием. Затем последовали «Запретный плод» (1952), «Булочник из Валорга» (1952), «Враг общества №1» (1953), «Президент» (1961), «Обезьяна зимой» (1962), «Мелодия из подвала» (1963), «Сицилийский клан» (1969), «Страх над городом» (1975) и так далее.
Верней был одним из создателей феномена французского кино – во всяком случае той его части, которая касалась приключенческо-ганстерских и комедийных лент. Одним из любимейших актеров его был Фернандель, вторым следует назвать Жана-Поля Бельмондо, затем Жана Габена, Клаудию Кардинале, Лино Вентуру, Алена Делона – и дальше можно перечислять всех звезд французского кинематографа того периода. Но именно с участием Фернанделя в 1959 году была снята одна из лучших лент режиссера, принесшая первый громкий успех – «Военнопленный и корова». Это чистейшей воды трагикомедия о военнопленном, который во время побега изображает крестьянина, гонящего корову. Фильм заканчивается эпической сценой их прощания. К слову, история эта имела место быть в реальности.
До определенного момента Верней не обращался к армянской теме. Но в 1991 году неожиданно снял сразу два «армянских» фильма – «Майрик» и «Улица Паради, 588» (адрес семейства Малакян в Марселе). «Майрик» в переводе с армянского «мама». Идея картины появилась таким образом: несколько раз Верней выступал по телевидению с рассказами о матери, личными воспоминаниями. У слушателей они вызывали восторг. И однажды друг режиссера, писатель Анри Труайя, посоветовал записать эти рассказы: «Такая книга обратит на себя больше внимания, нежели бомбы террористов». Так сложился сборник рассказов «Майрик». Он вышел огромным тиражом в 1985 году, после этого режиссер плотно засел за написание сценария – всего было написано 47 (!) вариантов, и только 48-й его устроил.
После этого начались съемки фильмов "Майрик" и "Улицы Паради, 588" - в этих двух лентах он, по сути, рассказывает историю своей семьи – о страданиях и одиночестве, о любви и преданности, о геноциде армян. История, переложенная на пленку, потрясла зрителей, и «армянские» фильмы Вернея по праву считаются подлинным сокровищем французского и мирового кинематографа.
2010-10-05 00:00:00.0