Станислав Ростоцкий
Биография:
Станислав Иосифович Ростоцкий - один из тех кинорежиссеров, чьи фильмы по праву считаются классикой отечественного кинематографа. «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «...А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо», а всего - немногим более десятка работ, но каждая из них заслуживает пристального внимания. Мастерство Ростоцкого было признано не только отечественными зрителями и специалистами, но и американскими киноакадемиками, дважды номинировавшими его фильмы на премию «Оскар».
Первые шаги Ростоцкого в кино неразрывно связаны с именем Сергея Эйзенштейна. Начать следует с того, что первым фильмом, запомнившимся ему в юном возрасте, стал «Броненосец «Потемкин». Когда же Ростоцкий учился в шестом классе, в школу пришла какая-то женщина и, немного понаблюдав за ребятами, вручила ему приглашение на студию «Мосфильм», где Эйзенштейн отбирал мальчиков для съемок в фильме «Бежин луг». Фильм этот в итоге так на экраны и не вышел, но знакомство Ростоцкого с великим мастером состоялось. Спустя три года уже принявший решение связать свою жизнь с кино Ростоцкий написал сценарий по повести А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин» и нашел возможность передать его Эйзенштейну для ознакомления. При встрече шестнадцатилетний Ростоцкий заявил мэтру, что согласен чистить ему ботинки, бегать в магазин, мыть посуду и т. д., если он за это будет его учить. Но таких жертв со стороны юноши не потребовалось: Эйзенштейн и без того согласился заниматься с ним. Первая задача, которую поставил Эйзенштейн новоиспеченному ученику, - знакомство с искусством во всей его полноте. Ростоцкий читал Эмиля Золя и Бальзака, слушал Равеля и Дебюсси, изучал изобразительное искусство. Несмотря на то, что до режиссуры из-за начала войны дело так и не дошло, Ростоцкий всегда считал Эйзенштейна главным учителем в своей жизни.
В феврале 1942 года он был призван в армию. Первые полтора года он провел в запасной стрелковой бригаде, но потом по собственной инициативе отправился на фронт. В 1944 году Ростоцкий в бою попал под танк, в результате чего лишился ноги и всю оставшуюся жизнь передвигался с помощью протеза. В том же году он поступил во ВГИК на курс Г. М. Козинцева.
Студенчество Ростоцкого длилось аж семь лет - из-за того, что параллельно с учебой он работал у Козинцева на съемках. В качестве дипломной работы Ростоцкий готовился представить фильм «Пути-дороги», но картину закрыли по идейным соображениям. Похожие проблемы у него возникали и дальше. Был снят с проката его следующий фильм - «Земля и люди» - по циклу рассказов Гавриила Троепольского «Прохор семнадцатый и другие» (который также отказывались публиковать: слишком уж смело в них обличалась бюрократическая система, управлявшая селом). За песню «Парней так много холостых...» из кинофильма «Дело было в Пенькове» Ростоцкому тоже досталось, ее называли аморальной: как же, мол, так? - не может советская девушка любить женатого. Сам фильм называли клеветой на колхозный строй. Поначалу было сделано всего 10 копий ленты для ограниченного показа, и лишь после того, как от зрителей стали поступать восторженные отзывы, фильм вышел в широкий прокат. Картину «Доживем до понедельника» председатель Госкино Романов оценил высоко, но вынуждал Ростоцкого сделать около 30 правок, из которых режиссер согласился лишь на три. Фильм решили показать делегатам съезда учителей, рассчитывая на всеобщее осуждение, что позволило бы со спокойной душой положить его на полку. Однако показ завершился овациями и скандированием «Мо-лод-цы!» В итоге лента была отмечена Государственной премией СССР и стала лауреатом VI Московского международного кинофестиваля.
Картину «...А зори здесь тихие», впоследствии номинированную на «Оскар», также пытались укоротить, вырезав вопиющую для тех времен сцену в женской бане. Но друзьям Ростоцкого удалось организовать просмотр фильма на даче у Брежнева. Тому фильм понравился, и картину оставили в покое. Целый ряд проблем в течение трех лет не давал Ростоцкому начать работу над картиной «Белый Бим Черное ухо»: то на студии требовали внести правки в сценарий, то оказывался занят исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов, то приходилось убеждать начальство, что фильм необходимо снимать на дефицитной в то время пленке «Кодак» (у отечественной пленки была крайне малая чувствительность, и, чтобы на экране было четкое изображение, актеров «жарили» мощными софитами; люди терпели, а терпение четвероногих актеров было решено не испытывать). Этот фильм также номинировался на «Оскар».
После начала Перестройки режиссерская карьера Ростоцкого постепенно сошла на нет. В известной степени этому поспособствовал «революционный» V съезд Союза кинематографистов СССР, состоявшийся в 1986 году. Делегаты съезда, получив, наконец, свободу слова, сполна воспользовались возможностью вытащить на свет божий все беды советского кино. Попались под горячую руку и заслуженные мастера - Бондарчук, Кулиджанов, Ростоцкий. Горькая ирония судьбы: новоявленные борцы смешали с грязью человека, всю жизнь противостоявшего идеологической машине, которую они же сами в тот момент и обличали. По словам супруги режиссера, актрисы Нины Меньшиковой, после того съезда Ростоцкому и многим другим оправиться так и не удалось.
В последний период жизни отдушиной для Ростоцкого стал ежегодный кинофестиваль «Окно в Европу», с 1993 года проводящийся в Выборге. Еще в 80-х Ростоцкие приобрели в этом городе дом и стали проводить здесь теплые месяцы. Помимо насыщенной кинематографической жизни Выборг привлекал Ростоцкого отличной рыбалкой. Известно, что в этом вопросе Станислав Иосифович являлся настоящим докой. «По профессии я рыбак, а режиссура - это хобби», - говаривал он.
В августе 2001 года по пути в Выборг на очередной кинофестиваль сердце Ростоцкого остановилось. Находясь за рулем «Волги», он почувствовал острую боль и успел остановить машину. Прибывшие на место врачи установили, что смерть наступила вследствие инфаркта.
2012-04-05 00:00:00.0