Анджей Вайда
(Andrzej Wajda)
Биография:
«До войны в Польше снимали фильмы; мы создали польский кинематограф», – сказал как-то выдающийся польский режиссер Анджей Вайда. «Мы» – это Анджей Мунк, Ежи Кавалерович, Войцех Хас, Роман Полански и, конечно же, сам Вайда. Успех пришел к нему в конце 1950-х сразу после появления так называемой «трилогии о войне» – фильмов «Поколение», «Канал» и «Пепел и алмаз». Здесь же проявилась и главная тема творчества Вайды – судьба Польши и поляков. Вторая мировая война вроде бы закончилась, но жители оказались разделенными на тех, кто поддержал новую, коммунистическую власть, и тех, кто остался верен польскому правительству в изгнании. Между этим двумя властями и мечется Мачек, главный герой «Пепла и алмаза». Он должен убить коммунистического деятеля, задание он выполнит, но и сам погибнет. Этот фильм открыл для мира удивительного актера Збигнева Цибульского, ставшего лицом польского кино.
Вайда работает в совершенно разных жанрах. Он снимает и эпические, многофигурные картины, как, например, «Пепел...», и камерные истории – «Березняк», комедии – «Невинные чародеи» и трагедии – «Корчак», социальные драмы, как «Девочка Никто» и «Без наркоза». Но все же главным для него остается судьба его страны. В мемуарах он с гордостью пишет, что у него никогда не было никакого паспорта, кроме польского, но любит повторять слова писателя Ежи Анджеевского о том, что «поляки часто поступают неблагородно, но не выносят, когда им об этом говорят».
Его шедевры 1970-х годов, «Земля обетованная» и «Пейзаж после битвы», изображают польское общество в переломные моменты истории (начало ХХ века в «Земле обетованной», конец Второй мировой войны в «Пейзаже после битвы») и показывают поляков эгоистичными, разобщенными, жестокими, неспособными взглянуть в лицо реальности. За это Вайду возненавидели националисты. Досталось ему и от диссидентов за экранизацию произведений Ярослава Ивашкевича, который считался «официозным государственным» писателем.
В конце 1960-х Вайда настроил против себя церковь, когда на фоне развернувшейся в стране антисемитской кампании задумал снять фильм «Страстная неделя» о восстании в варшавском еврейском гетто. Тогда попытка не удалась, но Вайда все же снял фильм в середине 1990-х годов. И уж конечно его не жаловали власти. Даже когда он снял антибуржуазный фильм «Земля обетованная», в газеты была спущена такая инструкция: «следует хвалить фильм, но не режиссера». А что уж началось после выхода дилогии «Человек из мрамора» и «Человек из железа»!..
Отдельное место в творчестве Вайды занимает экранизация классики, в том числе и русской. Он снял фильм «Пилат и другие» по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Сибирская леди Макбет» по очерку Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», «Настя» по роману «Идиот» Ф. Достоевского, «Бесы» по его же роману. Вершиной своего творчества Вайда считает фильм «Пан Тадеуш», еще одну экранизацию, на сей раз поэмы А. Мицкевича. В ней воплотилась не только давняя мечта постановщика, к которой он шел всю жизнь, но, как считает Вайда, чаяния и потребность польского народа.
В 2007 году на экраны выходит «Катынь». Тема эта фильма для режиссера глубоко личная: его отец, офицер польской армии, был взят в плен Красной Армией в сентябре 1939 года и погиб в лагере. «Мне ясно, что я не должен снимать личную историю – свою детскую тоску по отцу, свое долгое мысленное общение с ним. Катынь – национальная трагедия, такая же, как Варшавское восстание или Холокост. При чем тогда моя исповедь? Эта история одновременно тотальная и безликая и в том, что касается жертв, и в том, что касается палачей. И те, и другие были в каком-то смысле слепы, и даже, должен сказать, невинны», – говорит режиссер.
Анджей Вайда – лауреат многих кинопремий («Оскар», «Сезар», «Давид ди Донателло», «Феликс»), кавалер орденов Большого креста ордена Возрождения Польши, командор латвийского ордена Трех звезд, командор французского ордена Почетного легиона, ордена Восходящего солнца (Япония), ордена князя Ярослава Мудрого (Украина), кавалер орденов Эстонии, Болгарии, Италии, ФРГ. В 2010 году он стал кавалером российского ордена Дружбы за большой вклад в развитие российско-польских отношений в области культуры.