Роберт Олтмен
(Robert Altman)
Биография:
На вопрос об эволюции своего режиссерского стиля Роберт Олтмен однажды ответил: «Я ничего не знаю о своем стиле. Я даже не знаю, что такое стиль. Просто все мои картины – это разные части одного фильма, который я снимаю больше полувека».
Иконоборца (в лучшем смысле этого слова) безо всякого понятия о почтении, самого «неголливудского» режиссера Америки, Олтмена смело можно назвать ведущим представителем авторского кино США. Всю свою творческую жизнь он бросал вызов «фабрике грез», высмеивая ее стандарты и штампы, пародируя заезженные сюжеты. В 1970-е, в период, известный как эпоха возрождения американского кино, немногие режиссеры могли похвастаться большей известностью, чем Роберт Олтмен. В своих работах он высмеивал, но в то же время и воскрешал такие жанры, как вестерн, мюзикл, криминальная драма, ведя войну с серой «мейнстримовской» продукцией Голливуда.
Олтмен прославился поздно – в 45 лет. После выхода фильма «M. A. S. H. – полевой армейский хирургический госпиталь» наступило десятилетие наивысшего успеха режиссера, сразу получившего характеристику «антимифотворца». Фильм принес режиссеру номинацию на «Оскар», а следующие его картины, «МакКейб и миссис Миллер» и «Долгое прощание», добавили веса его авторитету. Год от года фильмы Олтмена становились все более странными и отстраненными, что вызывало большое неудовольствие продюсеров и усложняло положение режиссера.
На рубеже 90-х Олтмен уехал из Америки и поселился в Париже. Находясь вдалеке от Голливуда, он с удовольствием нанес ему очередную пощечину фильмом «Игрок», беспощадной сатирой, обличающей как содержание, так и приемы изготовления голливудской массовой продукции. Столь же печален взгляд этого мастера и на жизнь в американской киностолице Лос-Анджелесе, отразившийся в фильме «Нарезка кадров».
Олтмен всегда был обожаем актерской братией, которая была готова лететь к нему на съемки по первому звонку и за четверть гонорара (одновременного участия Джулии Робертс, Тима Роббинса, Ким Бейсингер, Фореста Уайтейкера, Шер, Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, как было в фильме «Высокая мода», не вынес бы ни один бюджет). Он сохранял остроту и трезвость ума и продолжал работать до конца своих дней: его последний фильм «Компаньоны» увидел свет за несколько месяцев до его кончины, а ведь ему на тот момент уже был 81 год.
Спустя год его сын Майкл на вечере памяти отца сказал о нем замечательные слова: «Он не столько любил правду, сколько ненавидел ложь... Отец был счастливым человеком, потому что снимал только то кино, которое хотел снимать».