Жан-Пьер Жене
(Jean-Pierre Jeunet)
Биография:
У Жана-Пьера Жене нет профессионального кинематографического образования. Первую известность он получил в составе режиссерского дуэта с Марком Каро. Их дебютом в большом игровом кино стала «черная» комедия «Деликатесы», за которую они получили премию «Сезар» в номинациях «Дебют» и «Лучший сценарий». До этого молодые люди уже лет десять развлекались комиксами, мультфильмами и авангардистскими короткометражками (среди которых следует выделить 26-минутный фильм «Бункер последних выстрелов», после которого дуэт получил культовый статус в узких кругах), регулярно предлагая различным студиям проекты полнометражных фильмов. Но все их идеи безапелляционно отвергались, ибо не было в Европе ни одной студии, способной осилить постановки подобных масштабов.
В «Деликатесах» Каро и Жене громоздили трюк на трюк, набивали картину цитатами и отсылками ко всем своим любимым художникам и кинорежиссерам, так как чувствовали, что их первый фильм легко может оказаться и последним... Но фильм понравился. Критики поначалу отозвались довольно сдержанно, однако публика пришла в восторг. Веселый цинизм молодых режиссеров, их буйная фантазия и неудержимая энергия пленили зрителей по всей Европе, да и за океаном на нахальных французов взглянули благосклонно.
После успеха своей первой ленты Марк Каро и Жан-Пьер Жене наконец-то получили возможность сделать свой «настоящий» фильм, осуществить заветный дорогостоящий проект «Город потерянных детей». Трюки во втором фильме еще изощренней, чем в первом, шутки еще смешнее, а юмор чернее, но успехом картина пользовалась несравненно меньшим. Вероятно, против фильма сыграла изменившаяся киноконъюнктура – как раз в это время пошла волна «Криминального чтива», и философские сказки на время вышли из моды. Но именно этот фильм дал возможность Жан-Пьеру Жене поработать в Голливуде над четвертой частью эпопеи «Чужие». В «Чужом-4» на удивление мало фирменных гэгов режисера, но все-таки можно заметить, что и работая на «Фабрике грез», ехидный француз не отказал себе в удовольствии представить всех без исключения персонажей как монстров и лишить фильм счастливого конца. Неудивительно, что картина не пользовалась популярностью у многих поклонников киноцикла.
После всех кошмаров, созданных Жене, следующий его фильм «Амели» стал полной неожиданностью для всех его поклонников. Отсутствие насилия, вместо сарказма – светлый лирический юмор, нежная любовь, трогательные происшествия, открывающие в повседневности радостную поэзию. Монмартр, снятый с точки зрения парижан, а не туристов, такая французская музыка Яна Тьерсена... Кажется, все было сделано режиссером, чтобы растопить сердце зрителя и вызвать на его глазах слезы умиления. Но, если присмотреться, то и в «Амели» Жене остается верен себе: сладкое мелодраматическое действо он все же порой разбавляет иронией, граничащей с цинизмом. Помимо множества второстепенных призов «Амели» получила 5 номинаций на «Оскар», «Сезар», премию Европейской киноакадемии как лучший фильм года и стала самым громким успехом Жене на сегодняшний день. Последняя работа режиссера на данный момент – экранизация романа Себастьяна Жапризо «Долгая помолвка», в котором Жене и Одри Тоту подсели на родного уже им конька, повторив свою «Амели» в ином историческом контексте.
2005-07-19 00:00:00.0